Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае же если у несовершеннолетнего отсутствует доход и имущество в размер необходимым для возмещения вреда, то вред должен быть возмещен полностью или недостающей части родителями (усыновителями) или попечителем, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет находится под надзором организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части. Родители освобождаются от бремени возмещения вреда в случаях, если несовершеннолетний обрел дееспособность, либо имеет доход или иное имущество, достаточные для возмещения вреда. (ст. 1074 ГК РФ).


Можно ли несовершеннолетнего освободить от административной ответственности?
Административным законодательством установлен возраст, с которого наступает административная ответственность – 16 лет.
Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. (ст. 2.3 КоАП РФ).


Порядок рубки лесных насаждений для собственных нужд
Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год (ст. 75 ЛК РФ, ст. 30 ЛК РФ).


Чем отличается хищение автомобиля от угона?
Законодатель в ст. 166 УК РФ определил угон как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, т.е. лицо, совершившее угон, не ставит перед собой цели безвозмездного изъятия из собственности имущества, лицо не намеривается присвоить его целиком или по частям.
Хищением будет квалифицироваться деяние, которое направлено на безвозмездное изъятие или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (прим. 1 ст. 158 УК).


На сколько часов законно могут отключать электроэнергию?
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения:
2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
24 часа – при наличии 1 источника питания.
(Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354)
Допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).


Ответственность за несвоевременное рассмотрение обращений граждан
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Срок, в течение которого обращение гражданина должно быть объективно и всесторонне рассмотрено, предусмотрен Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, дополнительно уведомив об этом гражданина, направившего обращение.
Несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
На основании ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ с жалобами на нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами как государственных органов, так и органов местного самоуправления следует обращаться в органы прокуратуры.


Функции и полномочия прокуратуры Российской Федерации
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
8) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Кроме того, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации также принимает участие в правотворческой деятельности.


Законодательство определяет понятие удалённой работы
Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые определяют понятие удаленной работы.
Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.
Удалённая работа подразделяется на следующие виды: постоянная, временная (на срок не более шести месяцев) и периодическая.
На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Закон предусматривает варианты с чередованием удаленной работы и работы на стационарном рабочем месте.
Важно обратить внимание на то, что закон закрепляет гарантии по оплате труда дистанционного работника. Снижение заработной платы по причине перевода на удаленную работу нельзя.
Работодатель обязан обеспечить сотрудника необходимым оборудованием при временном переводе на удаленную работу, либо компенсировать ему расходы, если сотрудник использует свою технику.


Права и обязанности опекунов и попечителей
Отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением опеки и попечительства, регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Опека – это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан.
Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности.
Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским и семейным законодательством.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечитель является законным представителем своего подопечного, а также и охраняет права подопечного от злоупотреблений со стороны иных лиц.
В интересах подопечного орган опеки и попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя.
Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных.
При временном отсутствии подопечного в месте жительства (обучение или нахождении в медицинской организации, в местах отбывания наказания), осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна не прекращается.
При осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им помощи в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.


Отменена платная рыбалка
С 1 января 2020 года вступили в законную силу положения Федерального закона от 25.12.2018 №475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым разрешено любительское рыболовство на водоёмах общего пользования — это все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно требованиям данного закона, нельзя рыбачить лишь на водных объектах, расположенных на землях обороны и безопасности, на особо охраняемых природных территориях. Под бесплатную рыбалку также не попадают частные водоемы (принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам), а также которые используются для рыбного производства – аквакультуры.
Ранее действовавшие договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства и (или) договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства действовали до 31.12.2020.
Стоит отметить что на территории Чернушинского городского округа таких участков не имеется.
В случае если гражданину препятствуют для осуществления любительской рыбалки он вправе обратиться с обращением в Средневолжское территориальное Управления Росрыболовства, либо сообщить в органы полиции на ограничение доступа к водным объектам общего пользования, либо на нарушение правил рыболовства за что предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 8.12.1 и 8.37 КоАП РФ соответственно.
Предпринимателям занимающимся разведением рыбы, для обеспечения законности своей деятельности необходимо заключить договор пользования рыбоводным участком в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


В какой очередности удовлетворяются требования взыскателей в сводном исполнительном производстве?
Статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определена очередность удовлетворения требований взыскателей в случаях, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах.
Требования взыскателей в сводном исполнительном производстве удовлетворяются в следующей очередности:
1-я очередь: алименты, компенсации морального вреда, возмещение вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также возмещение ущерба, причиненного преступлением;
2-я очередь: выходные пособия, зарплата, а также авторские вознаграждения;
3-я очередь: обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
4-я очередь: все остальные требования.
Судебный пристав-исполнитель обязан распределить деньги в этой очередности, даже если должник добровольно внес их на депозит судебных приставов и указал, какой из своих долгов желает погасить.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после того, как полностью будут погашены все требования предыдущей.
Если взысканной с должника суммы не хватает, чтобы покрыть все долги одной очереди, то деньги распределяются между взыскателями этой очереди пропорционально суммам, указанным в исполнительных документах.


Вправе ли взыскатель оказаться от предложенного судебным приставом-исполнителем имущества должника?
В Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущество за собой (части 3, 4 статьи 92, части 11, 12, 13 статьи 87 Закона). Т.е., это обязанность судебного пристава-исполнителя, а следовательно, ее несоблюдение может являться основанием для признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.
При передаче нереализованного имущества взыскателю именно на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность по регистрации перехода права собственности, если такая регистрация необходима. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.


Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
Вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получить от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание.
Пунктом 2 статьи 87 Семейного кодекса РФ предоставлено право трудоспособным совершеннолетним детям заключить соглашение, определяющее участие каждого из них в содержании нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.
Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей. Заключить соглашение о содержании родителей вправе и нетрудоспособные совершеннолетние дети, а также несовершеннолетние дети, приобретшие полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия, поскольку в данном случае речь идет не о взыскании алиментов в судебном порядке, а о добровольном принятии на себя обязанности по содержанию родителей. Соглашение о выплате родителям алиментов может быть заключено независимо от того, являются родители нетрудоспособными или нуждающимися или нет.
Необходимо учитывать при определении размера алиментов всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлен ли иск о взыскании алиментов ко всем из них или нет.
Дети могут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей может выражаться в уклонении от уплаты алиментов на детей, неосуществлении воспитания детей или заботы о них, отказе от совместного проживания с ребенком без уважительных причин и т.д.
Дети также освобождаются от таких алиментных обязанностей в том случае, если родители были лишены родительских прав. Если родители, лишенные родительских прав, впоследствии были восстановлены в родительских правах, дети от обязанности по содержанию родителей не освобождаются.


Установление отцовства в судебном порядке
Отцовство устанавливается в судебном порядке, когда родители не состоят в браке, то есть брак не заключен, прекращен или признан недействительным более чем спустя 300 дней с момента рождения ребенка, а также при этом нет ни совместного заявления родителей, ни заявления отца, где он признает себя родителем либо заявление отцом подано, но нет согласия органа опеки и попечительства.
Обратиться в суд могут: матери; мужчины, которому орган опеки и попечительства отказал в установлении отцовства;  опекун  (попечитель), а также лицо, на иждивении которого находится ребенок; сам  ребенок, достигший совершеннолетия.
Суд имеет право учитывать любые достоверные факты в пользу происхождения ребенка от данного отца.
Если суд сочтет необходимым, то может назначить генетическую экспертизу, которая практически со 100%-ной вероятностью дает ответ относительно кровного родства. Заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими.
Рассматривая иск об установлении отцовства в отношении ребенка, отцом которого уже записан другой человек, суд обязан привлечь его к участию в деле как лицо, заинтересованное в исходе данного судебного процесса.
Государственная регистрация установления отцовства производится органом загса: по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент его рождения; либо по месту государственной регистрации рождения ребенка; либо по месту, где было вынесено решение суда об отцовстве.


Требования, предъявляемые при приеме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Статьей 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены  общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Законом закреплен принцип равенства при приеме на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Прием проводится на равных условиях для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Согласно  п. 3.1. ст. 67  Закона об образовании  проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Закона об образовании, а также в соответствии с пунктом 20 Порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации организации, ее уставом, с образовательными программами и документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями обучающихся фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конвенцией о правах инвалидов (заключена в Нью-Йорке 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012) признается право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился.
В законодательном порядке трудоустройство инвалидов предусматривает следующие обязанности работодателя:
- выделить или создать необходимое количество рабочих мест для людей с инвалидностью;
- создать необходимые условия труда для каждого инвалида согласно индивидуальной программе реабилитации (ИПР);
- в установленные сроки предоставлять информацию, необходимую для организации занятости людей с ограниченными способностями.
Чтобы выяснить, не противопоказана ли новому сотруднику работа, которую ему надо будет выполнять в соответствии с трудовым договором, нужно проанализировать результаты специальной оценки условий труда данного рабочего места, сравнив их с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сотрудника.
Лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются на работу на общих основаниях. Вместе с тем, в заключаемом с таким лицом трудовом договоре рекомендуется указать все гарантии, установленные трудовым законодательством для граждан данной категории.
Следует обратить внимание на то, что трудовым законодательством не предусмотрена обязанность соискателя при приеме на работу предъявлять документы о состоянии его здоровья или документы о наличии либо отсутствии инвалидности.
Такой документ, как справка об инвалидности, в перечне документов, которые работник должен предоставить работодателю при трудоустройстве, определенном ст. 65 ТК РФ, отсутствует. Поэтому, работодатель не вправе запрашивать ее у работника. Работник вправе представить такой документ лишь по своей инициативе.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимы повышенные социально-трудовые гарантии, которые установлены в ТК РФ и в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так, согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не указаны в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда. Она должна осуществляться в полном объеме, как за 40 часов. Если же инвалиду установлен оклад, то за отработанную им сокращенную норму рабочего времени за месяц ему выплачивается полный оклад.
Кроме того, если в ИПР инвалида III группы рекомендовано сократить рабочее время до 35 часов в неделю и при этом сохранить полную оплату труда, то работодатель обязан выполнять рекомендации программы.
Работникам-инвалидам также полагается отпуск без сохранения заработной платы в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами. Продолжительность такого отпуска составляет 60 календарных дней.


Временный порядок признания лица инвалидом действует до 1 марта 2021 года включительно
Временный порядок признания лица инвалидом утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 года № 1697.
В соответствии с пунктом 3 признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия настоящего документа, при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также путем разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
Временный порядок распространяется на правоотношения, возникшие со 2 октября 2020 года, и действует до 1 марта 2021 года включительно.


До 1 февраля принимаются заявления на участие в ЕГЭ 2021 года
Основной период ЕГЭ в 2021 году будет проводится с 31 мая по 2 июля. Сдавать экзамены в эти сроки будут как выпускники текущего года, так и выпускники прошлых лет. Досрочный период ЕГЭ в 2021 году проводиться не будет.
Для выпускников, планирующих поступать в вузы в 2021 году, для получения аттестата необходимо сдать только один обязательный предмет в форме ЕГЭ - русский язык. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году не проводится. ЕГЭ по математике профильного уровня и остальные предметы по выбору выпускники выбирают по необходимости для предоставления результатов ЕГЭ при приеме в вуз.
Для выпускников, не планирующих поступать в вузы, для получения аттестата необходимо сдать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ): русский язык и математику.
Заявления подаются обучающимися и выпускниками прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и доверенности.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления должны предъявить оригиналы документов об образовании или их заверенные копии. 
Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления предъявляют справку из своей образовательной организации, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.


Трудовым кодексом РФ установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником
Трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае, если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, если более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника, предусмотренным частью девятой статьи 312.3 настоящего Кодекса).
Трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Приказ о расторжении договора направляется работнику в электронном виде, одновременно работодатель отправляет копию приказа на бумажном носителе почтовым отправлением.
При этом гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора о дистанционной работе, предоставляются работнику в полном объеме согласно нормам ТК РФ и иных федеральных законов.


Родитель, проживающий отдельно от ребенка, может быть привлечен к участию в несении им дополнительных обязательств, связанных с обеспечением ребенка жилым помещением      
Федеральным законом от 06.02.2020 № 10-ФЗ в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Так, в соответствии со вступившими изменениями в перечень исключительных обстоятельств, в связи с которыми каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, отнесено отсутствие жилого помещения, пригодного для постоянного проживания ребенка.
Указанные изменения позволят обеспечивать защиту жилищных прав несовершеннолетнего при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в несении им дополнительных обязательств, связанных с обеспечением ребенка жилым помещением.
При этом порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 Семейного кодекса Российской Федерации Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.


Порядок и последствия отмены доверенности
Отмена доверенности является основанием для ее прекращения, за исключением безотзывной доверенности, которая не может быть отменена до окончания срока ее действия или без наступления предусмотренных в ней случаев. Отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме (пп. 2 п. 1 ст. 188, ст. 188.1 ГК РФ).
В случае отмены доверенности теряют силу все полномочия, которые были по ней передоверены.
Если доверенность была выдана в нотариальной форме, то и ее отмена также должна быть совершена в нотариальной форме.
Сведения об отмене доверенности нотариус вносит в электронный реестр, и любое заинтересованное лицо может получить из него информацию по следующему адресу: http://reestr-dover.ru. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности на следующий день после внесения нотариусом записи в реестр, если только они не были об этом проинформированы ранее.


Виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним
К несовершеннолетним применяются не все виды уголовных наказаний, а лишь часть их, закрепленных в ст. 88 УК РФ:
а) штраф. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью. Применяется только в тех случаях, когда несовершеннолетний на законных основаниях, с согласия родителей, усыновителей или попечителей по достижении им шестнадцатилетнего возраста занимается каким-либо видом деятельности и совершенное им преступление напрямую связано с этой деятельностью;  
в) обязательные работы. Для несовершеннолетнего осужденного обязательные работы назначаются сроком от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для него, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время;
г) исправительные работы. Они назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года;
д) арест. Он назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев;
е) лишение свободы. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет  и отбывается в воспитательных колониях.  
Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. 


Физические лица могут быть привлечены к ответственности за коррупционные нарушения
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные гр аждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно ст. 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Частью 1 статьи 59.2 названного федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
В соответствии со ст. 47 Уголовного кодекса  РФ  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.


Внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами
С 1 января 2020 года постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 № 1734  внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами». Так, в Правила дорожного движения  введено, что  к  учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста 16 лет при обучении управлению транспортным средством категории «B», «C» или подкатегории «C1», с 20 лет при обучении управлению транспортным средством категории «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1».
Также, в  соответствии с п.п. 3 п. 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», основанием для отказа в допуске к экзаменам является наличие сведений об отсутствии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, в период прохождения кандидатов в водители профессионального обучения в этой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения – в случае проведения экзаменов.
Основанием для отказа в выдаче российского национального или международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения является обращение лица, которое ранее было лишено права управления транспортными средствами и не выполнило условия возврата водительского удостоверения, предусмотренные п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ.


Какие меры должны приниматься в организации по предупреждению коррупции?
Статьей 13.3 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность всех организаций, независимо от форм собственности и сфер деятельности, принимать меры по предупреждению коррупции. Таким образом, сделана попытка внедрения системной работы по борьбе с коррупцией не только в государственной и муниципальной сферах, но и в негосударственном секторе.
Вместе с тем организации являются самостоятельными субъектами, которые осуществляют свою деятельность независимо и в соответствии со своими интересами. В связи с этим законодатель лишь обозначает возможные меры по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организациях в зависимости от специфики их деятельности, организационно-правовой формы, иных особенностей, не обязывая организации жестко следовать установленному перечню.
К таким мерам относят:
♦ определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Это могут быть кадровые службы, либо работник, ведущий кадровую работу (например, в случае отсутствия кадровой службы);
♦ сотрудничество организации с правоохранительными органами;
♦ разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
♦ принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации. Локальными актами организаций могут устанавливаться обязанности, ограничения и запреты для работников;
♦ предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
♦ недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.


Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
В случае длительного отсутствия гражданина в месте своего жительства и когда нет точных сведений о том, жив он или мертв, может возникнуть правовая неопределенность во взаимоотношениях этого гражданина с другими участниками гражданских правоотношений. Для устранения подобной неопределенности служит институт безвестного отсутствия.
В соответствии со ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть признан судом по заявлению заинтересованных лиц безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке особого производства по общим правилам гражданского судопроизводства.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.


Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении преследуется по закону
Статья 322.3 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.
В соответствии с примечанием к этой статье определено, что под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилых помещениях указанных лиц понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Преступление считается оконченным с момента осуществления фиктивной постановки на учет.
При этом виновное лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учет и желает ее совершить.
Субъектом преступления может быть как лицо, выступающее принимающей стороной для иностранного гражданина, при этом не имеющего намерения фактически предоставить жилье для проживания либо предоставляющее в миграционную службу заведомо ложные сведения или документы, так и должностное лицо службы миграционного учета, на которое законом возложена обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях.
За совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, законом предусмотрено уголовное наказание до 3-х лет лишения свободы. Следует отметить, что примечание также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Условия заключения брака
В семейном праве есть три существенных условия заключения брака: добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак и достижение брачного возраста, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в совместном заявлении должно быть подтверждено взаимное согласие мужчины и женщины на вступление в брак. В противном случае брак может быть признан недействительным.
Второе условие – брачный возраст. Он устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин (например, беременности) органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака, закреплены в ст.14 Семейного кодекса РФ.
Не допускается заключение брака между:
♦ лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
♦ близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
♦ усыновителями и усыновленными;
♦ лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.


Возможно ли взять при заключении брака двойную фамилию?
В соответствии со ст. 32 Семейного кодекса РФ супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
Любой из супругов после регистрации брака вправе изменить фамилию, в том числе присоединить фамилию супруга к своей.
Согласно ст. 28 ФЗ Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.
При этом перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга. Государственная регистрация перемены фамилии производится на основании письменного заявления, которое должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течение одного месяца.


Что такое брачный договор?
Согласно ст. 40 Семейного кодекса РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
В брачном договоре супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов, определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов (п. 1 ст. 42 СК РФ).
Брачный договор заключается в письменной форме и должен быть нотариально удостоверен.


Можно ли изменить ребенку имя?
Согласно ст. 58 Семейного кодекса РФ имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
По общему правилу имя ребенка включает в себя фамилию, собственно имя, а также отчество. Изменить можно как отдельную часть имени (либо фамилию, либо имя, либо отчество), так и все части одновременно.
Порядок изменения имени зависит от возраста ребенка. Если ребенок не достиг возраста 14 лет, родители или один из них могут изменить ему имя на основании решения органа опеки и попечительства. При этом, если ребенку исполнилось 10 лет, это можно сделать только с его согласия.
Если ребенок достиг возраста 14 лет, он вправе сам изменить свое имя, однако до достижения совершеннолетия для изменения имени ему потребуется согласие обоих родителей (усыновителей или попечителей) или решение суда, за исключением случаев приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.


Исполнение наказания в виде штрафа
В соответствии со ст. 45 Уголовного кодекса РФ за преступления штраф назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного уголовного наказания.
Штраф исполняется судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов, порядок исполнения штрафа регламентируется УИК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Осужденный к штрафу в качестве основного наказания без рассрочки выплаты обязан уплатить его в течение 60 дней после вступления приговора в законную силу. Квитанцию банковского учреждения об уплате штрафа осужденный предъявляет в суд, вынесший приговор.
Поскольку этот вид наказания назначается с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, то если осужденный к штрафу без рассрочки выплаты не имеет возможности единовременно уплатить штраф, он может направить в суд, вынесший приговор, обоснованное ходатайство о рассрочке выплаты штрафа. Суд может также отсрочить выплату штрафа на срок до пяти лет.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа или части штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10 дней, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания, то есть у осужденного остается возможность добровольно уплатить штраф в течение как минимум десяти дней. Суд может заменить штраф любым основным видом наказания, за исключением лишения свободы


Рассмотрение заявления о преступлении
Согласно требованиям ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в письменном или устном виде.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
♦ о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
♦ об отказе в возбуждении уголовного дела;
♦ о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса. О принятом решении сообщается заявителю, при этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.


Уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок
В Уголовный кодекс Российской Федерации с 08.01.2019 г. введена уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок (ст. 200.6).
Характеристика основного состава, выступающего в качестве базиса, дается в ч. 1 ст. 200.6 УК РФ. В ней предусмотрена уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба (ущерб в сумме, превышающей 2 млн 250 тыс. руб.).
В ч. 2 ст. 200.6 УК РФ закреплен квалифицированный состав преступления, если деяние эксперта, уполномоченного представителя экспертной организации повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Если же деяние эксперта, уполномоченного представителя экспертной организации повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц (особо квалифицированный состав), то оно квалифицируется ч. 3 ст. 200.6 УК РФ.
За данные преступления предусмотрено несколько видов наказаний, самое строгое из них – лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.


В каких случаях несовершеннолетний имеет право водить транспортное средство?
В соответствии с п. 21.4 Правил дорожного движения несовершеннолетние допускаются к вождению при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1». Также данный нормативный правовой акт, а именно п. 24.1 устанавливают нижний пороговый возраст для передвижения на велосипеде –14 лет.
Законодатель разрешает несовершеннолетним передвижение на транспортных средствах, относящихся к категории «M», к коим относятся мопеды и легкие квадроциклы. Управлять упомянутыми средствами можно после сдачи квалифицирующего экзамена и прохождения профессионального обучения.
Российское законодательство выделяет еще одну группу транспортных средств, доступных для управления несовершеннолетним. Такой категорией является «A1», а именно мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Управление этими средствами допускается, также после прохождения соответствующего профессионального обучение и сдачи квалифицирующего экзамена.


Управление транспортным средством водителем, не имеющим право управлять им, либо управляющее им с отсутствием документов 
Статья 27 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что правом на управление транспортными средствами наделяются граждане, сдавшие квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. Данное удостоверение подтверждает ваше право на управление транспортным средством.
Из практики можно выделить 2 случая:
♦ когда у лица полностью отсутствует право на управление транспортным средство;
♦ когда же у лица это право имеется, но при нем отсутствуют документы, подтверждающее данное право.
Первый случай подпадает под действие ст. 12.7 КоАП РФ, а именно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), что влечет за собой наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Второй случай можно квалифицировать по п.2 ст. 12.3 КоАП РФ, а именно управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.


Какие правовые последствия за половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста?
Основным объектом преступления является половая неприкосновенность несовершеннолетних, их нормальное нравственное и физическое развитие, здоровье, которому может нанести вред раннее начало половой жизни в период недостижения определенного возраста и вследствие недостаточного физиологического и социального развития не обладающих половой свободой. Потерпевшим по ч. 1 данной статьи может быть только лицо женского пола, не достигшее 16-летнего возраста.
Ответственность по ст. 134 УК РФ наступает независимо от того, имел ли место единичный акт полового сношения, мужеложства или лесбиянства с потерпевшей (потерпевшим) по обоюдному согласию с виновным, либо подобные действия совершались неоднократно.
Согласно ч.1 ст.134 Уголовного кодекса за половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, может быть назначено наказание на срок до четырех лет лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Стоит отметить, что если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее четырех лет, к последнему не применяется наказание в виде лишения свободы за совершенное деяние.


Как будут расцениваться действия совершеннолетнего, если он купил алкогольную продукцию несовершеннолетнему?
Употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ в раннем возрасте наносит существенный вред физическому и психическому развитию несовершеннолетних, нередко приводит к заболеванию хроническим алкоголизмом.
Взрослый вовлекает несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ уговорами, угощением, обещанием какой-либо выгоды, угрозе, обмане и т.д. Правонарушение окончено с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление указанных напитков или веществ.
Согласно ч.1 ст. 6.10 КоАП РФ действия совершеннолетнего будут расцениваться, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной продукции, что влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 тысяч рублей.
За систематическое вовлечение законодатель предусмотрел уголовную ответственность по ч.1 ст.151 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.


Ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Нелегальный оборот наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
За незаконный оборот наркотиков предусмотрена административная и уголовная ответственность, которая наступает независимо от половой, расовой и национальной принадлежности.
Ст. 230 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, которая может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленного на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом. При этом для признания лица виновным в склонении к потреблению данных веществ не обязательно, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог.
За совершение склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов данного преступления виновному может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. За склонение несовершеннолетнего - к наказанию в виде лишения свободы сроком от 10 до 15 лет.


Можно ли уволить беременную женщину в связи с сокращением штатов?
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя является увольнением по инициативе работодателя.
В силу ч.1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отсутствие у работодателя сведений о беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска работницы о восстановлении на работе.
Дополнительно сообщаем, что ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за необоснованное увольнение беременной женщины.


Что такое судебный приказ?
Согласно ст. 121 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.
С заявлением о выдаче судебного приказа нужно обращаться по требованиям о взыскании задолженности, не превышающей 500 тыс. рублей.
Например: по любым услугам связи; расходам на капремонт и содержание общего имущества в МКД; обязательным платежам и взносам с членов любых товариществ собственников недвижимости; обязательным платежам и взносам с членов любых потребительских кооперативов.
Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их пояснений.
В случае несогласия с предъявленными требованиями, должник вправе в течение 10 дней с момента получения копии судебного приказа обратиться к мировому судье, его вынесшему, с возражениями относительно его исполнения.
Согласно ст.129 ГПК РФ поступление возражений от должника является безусловным основанием для отмены судебного приказа.


Какова минимальная сумма алиментов, подлежащая взысканию с родителя?
Согласно п. 1 ст. 83 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
При установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме, суды исходят из действующей на день вынесения решения суда величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии указанной величины – величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации (ст. 117 СК РФ).
Размер алиментов, установленный судом в твердой денежной сумме, подлежит индексации по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 117 Семейного кодекса РФ.
Индексация алиментов производится судебным приставом-исполнителем, организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.


Получение справки о наличии (отсутствии) судимости
С 10 февраля 2020 года вступил в силу Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД РФ от 27.09.2019 № 660.
Административный регламент предусматривает порядок и сроки выдачи справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, досудебный порядок обжалования действий органов предоставляющих данную услугу, а также их должностных лиц, особенности выполнения административных процедур многофункциональными центрами.
Государственную услугу предоставляет МВД России и территориальные органы МВД России на региональном уровне. Заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители.
Срок предоставления услуги не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости. Основания для приостановления либо отказа в предоставлении указанной государственной услуги не предусмотрены.
Не предусмотрено взимание госпошлины или иной платы за предоставление данной государственной услуги.