Преимущественное право на прием на обучение в детские сады и школы
02.07.2021 внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в связи с которыми закреплено безусловное право ребенка на преимущественный прием на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.
Ранее к условиям преимущественного приема детей на обучение в организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры, относилось проживание в одной семье и наличие общего места жительства.


Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления
Федеральным законом от 01.07.2021 N 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» ужесточены меры наказания за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления.
Так, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 либо статьей 264.1 УК РФ, наказывается:
♦ штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;
♦ исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;
♦ ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;
♦ принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;
♦ лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.


Банк России предупреждает о недопустимости применения недобросовестных практик в деятельности ломбардов, которые могут повлечь риски нарушения прав заемщиков
Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» регулируются отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.
Данный договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета.
Залоговый билет должен содержать условия договора потребительского займа. Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе условие о процентной ставке, согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально
В соответствии с Информационным письмом Банка России от 20.07.2021 N ИН-06-59/53 «О недопустимости недобросовестной практики на финансовом рынке» свобода действий сторон (в части установления процентной ставки) в силу закона не распространяется на льготный месячный срок, в течение которого и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа.
В ряде случаев отдельными ломбардами используется практика, при которой увеличение процентной ставки предусматривается в последние дни срока возврата займа, предусмотренного договором займа (указанного в залоговом билете).
Совершение ломбардами вышеуказанных действий направлено на обход установленного законом запрета на увеличение процентной ставки, что является недопустимым.


Порядок расчета платы за коммунальную услугу при непредставлении потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета
Письмом Минстроя России от 02.04.2021 № 7819-ОГ/11 «Об индивидуальных и или общих (квартирных) приборах учета» утвержден порядок расчета платы за коммунальную услугу при непредставлении потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
Пунктом 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установлено, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 Правил № 354 проверку и снять показания прибора учета.
В случае непредставления потребителем в течение 6 месяцев подряд показаний прибора учета, установленного до 1 июля 2020 г., проверку состояния такого прибора учета проводит исполнитель коммунальных услуг.
Если же прибор учета установлен после 1 июля 2020 г. – проверку состояния такого прибора учета проводит гарантирующий поставщик.
В случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.


Новые ограничения звуковой рекламы на улицах
Федеральным законом от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе» запрещено распространять рекламу через звуковое оборудование на внешних стенах, крышах и других элементах зданий, строений и сооружений.
Вышеуказанные изменения вступят в законную силу 25 августа 2021 года.
На данный момент звуковую рекламу нельзя распространять
с использованием транспорта.
За нарушение нового запрета Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц от двух до пятисот тысяч рублей.


Разъяснения положений статьи 132 УПК РФ
Процессуальные издержки представляют собой необходимые и оправданные расходы, связанные с производством по уголовному делу, в том числе выплаты и вознаграждение физическим и юридическим лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве (потерпевшим, свидетелям, экспертам, переводчикам, понятым, адвокатам и др.) или иным образом привлекаемым к решению стоящих перед ним задач (например, лицам, осуществляющим хранение, пересылку, перевозку вещественных доказательств по уголовному делу арестованного имущества).
Ранее действовавшая редакция ст. 132 УПК РФ содержала положения о том, что процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 30.04.2021 №111-ФЗ в ст. 132 УПК внесены изменения РФ, согласно которым процессуальные издержки взыскиваются с осужденных, а также с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию, или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
К нереабилитирующим основаниям относятся: прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного (п.3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч.1 ст.24 УПК РФ); прекращение уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ); прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ); прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст.28.1 УПК РФ).
Также внесены изменения в ч. 9 ст. 132 УПК РФ, согласно которым при прекращении уголовного дела частного обвинения по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование, в порядке и размерах, установленных в соответствии с ч. 4 ст. 131УПК РФ.


Изменен перечень лиц, признаваемых должностными для целей привлечения к уголовной ответственности за превышение полномочий
Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в примечания к статьям 201 («Злоупотребление полномочиями») и 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса РФ.
Законодатель расширил перечень лиц, признаваемых должностными для целей гл. 30 УК РФ.
В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 отнесены лица, лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.


Возможно использование электронного сертификата при приобретении средств реабилитации
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2021 N 695 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части использования электронного сертификата" предусматривается возможность предоставления информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, посредством обращения застрахованного лица (его доверенного лица) к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий).
По выбору застрахованного лица (его доверенного лица) соответствующие средства реабилитации и услуги по их ремонту, могут быть приобретены (оплачены) с использованием электронного сертификата.
В случае если их стоимость превышает предельную стоимость средств реабилитации и услуг по их ремонту, установленную в электронном сертификате, застрахованное лицо (его доверенное лицо) вправе осуществить доплату до их фактической стоимости за счет собственных средств.
Электронный сертификат используется для оплаты расходов в течение срока обеспечения застрахованного лица данными изделиями, предусмотренного программой реабилитации пострадавшего, но не более 12 месяцев со дня начала срока действия электронного сертификата.

Утвержден порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан
Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" закреплен состав набора социальных услуг, а также категории граждан, которым такие услуги предоставляются, процедура подачи и требования к содержанию заявления о предоставлении набора социальных услуг (заявления об отказе от получения набора социальных услуг).
Категории граждан, имеющие право получить установленные социальные услуги: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; военнослужащие, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны; инвалиды; дети-инвалиды; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
В набор входит обеспечение необходимыми лекарствами, медизделиями и лечебным питанием для детей-инвалидов; предоставление путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Заявление о предоставлении набора (полностью или частично) либо отказе от него можно подать через МФЦ или Единый портал госуслуг.
За рецептом на необходимые лекарства, медизделия и лечебное питание надо обращаться в поликлинику по месту жительства или прикрепления. Рецепт можно оформить в электронном виде.
Также в электронном виде может быть оформлен специальный талон на бесплатный проезд ж/д транспортом дальнего следования к месту лечения и обратно.
Для подтверждения действительности проездных документов на бесплатный проезд пригородным ж/д транспортом могут использоваться данные информационных систем о льготниках.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.


Регулирование труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений
Федеральным Законом от 20.04.2021 №99-ФЗ «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации» глава 55 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 351.6, которая устанавливает особенности регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений.
К трудовой деятельности в указанных сферах допускаются лица, прошедшие у работодателя специальную подготовку и получившие подтверждение о готовности к выполнению трудовых функций или прошедшие аттестацию в соответствующих областях.
Порядок проведения аттестации в области безопасности в соответствующей сфере устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обучение по охране труда работников, осуществляющих трудовую деятельность сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, может проводится в рамках подготовки таких работников к аттестации.
Инструктаж по охране труда работников, осуществляющих трудовую деятельность сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения и обязаны проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе, проводится при подготовке и подтверждении готовности к работе.
В случае, если работник проходит обучение по охране труда и инструктаж по охране труда в рамках подготовки к аттестации в соответствии с частями 6,7 настоящей статьи, дополнительное обучение, инструктаж и проверка знаний не требуется.
Кроме того, наряду с вышеуказанными действиями по обучению работников, может проводится независимая оценка квалификации.


Штраф за высадку из общественного транспорта несовершеннолетнего
Федеральным законом от 20 апреля 2021 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 11.33 указанного кодекса дополнена часть 2.1., согласно которой предусмотрено наложение административного штрафа (на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей) в случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица и не подтвердившего оплату проезда.


Установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов
Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Перечень включает в себя: основание предоставления земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором осуществляется предоставление земельного участка бесплатно или за плату; сведения о заявителе; сведения о земельном участке; документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок (документы представляются (направляются) в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в копиях, заверяемых должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление о приобретении прав на земельный участок).
Лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий его полномочия, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.


Верховным Судом РФ подтверждено право торговых организаций отказывать посетителю в обслуживании на кассе в случае, если он не использует средства индивидуальной защиты 
Решением Верховного Суда  РФ от  22.10.2020 подтверждены Методические рекомендации Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования  средств  индивидуальной защиты  в субъектах  Российской Федерации, которые  направлены   исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
При несогласии посетителя  исполнять такие требования представитель   организации торговли, не вступая в  конфликт с нарушителем,  вправе отказать  посетителю  в обслуживании на кассе, вызвать представителей  органов внутренних дел  для пресечения   нарушения.


С  1 января  2021  года вступают в силу  новые требования  к комплектации автомобильной аптечки   
Аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные (укомплектованные) до 1 января 2021 года, могут применяться в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Могут использоваться как аптечки, зарегистрированные в качестве самостоятельных медицинских изделий, так и аптечки, укомплектованные отдельно зарегистрированными медицинскими изделиями, входящими в перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 08.10.2020 №  1080н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)».
Инструкцию по использованию аптечки, включающую универсальный алгоритм оказания первой помощи, можно скачать на официальном сайте Минздрава России.


Продлены сроки выплаты пособия
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2020 №1372 внесены изменения в пункт 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», согласно которым выплата гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, пособия по безработице будет увеличена и в сентябре 2020 года пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).


Незаконная рубка леса
Довольно часто происходит рассмотрение такой категории дел, как незаконная порубка деревьев и кустарников. Известно, что лесной фонд является федеральной собственностью. Проблема незаконной рубки леса актуальна не только на территории Пермского края, но и на территории Российской Федерации в целом.
Ответственность за совершение незаконной рубки лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ и является самой распространенной среди экологических преступлений.
Предметом данного преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы.
Исходя из способов, данное преступление подразумевает под собой не только незаконную порубку, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, к которым относится такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдир коры).
Незаконной рубка признается при отсутствии и не получении необходимых разрешительных документов.
Хотелось бы также отметить, что также незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий. К примеру нарушением условий может являться:
- произведенная рубка не на отведенном участке, либо за границами установленного участка;
- не в том количестве;
- не тех пород деревьев, какие указаны в документе;
- рубка до или после сроков, указанных в документе и др.
Таким образом, нужно отметить что при произведении рубки необходимо строго соблюдать установленные условия разрешительным документом.
Из сложившейся практики следует, что цели совершения данного преступления возникают различные, но самыми распространенными являются это совершение незаконной рубки в целях заготовки дров либо рубка деловых пород древесины в личных целях и незаконная рубка в целях последующего извлечения прибыли.
В связи с этим следует указать о невыгодности совершения данного вида преступлений.
Так, при совершении незаконной рубки лесных насаждений, при расчете причинённого ущерба во внимание будет приниматься не только минимальная ставка платы за 1 куб.м. срубленных деревьев, но данная сумма в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 №1730 будет умножена в 50-кратном размере, что значительно увеличивает причиненный размер ущерба. Кроме того, в случае совершения незаконной рубки еще и в зимний период года либо на особо защитных участках леса установленный ущерб дополнительно умножится на 2.
Таким образом, в случае совершения незаконной рубки леса виновному лицу  помимо установленного наказания придется выплатить причинённый ущерб в полном объеме. В связи с этим, вопрос о выгодности получения разрешительной документации для проведения рубки и соблюдения его условий является очевидным.
Статьей 260 УК РФ предусмотрены различные виды уголовного наказания ответственности за совершение данного преступления, в том числе штраф и лишение свободы до 7 лет. При этом, с учетом актуальности рассматриваемой категории преступления, более частым назначаемым видом наказания является лишение свободы, т ак как данное преступление совершается с прямым умыслом, то есть лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что им будет причинен ущерб и желает наступления данных последствий.