В Пермском крае активно развивается сфера индивидуального жилищного строительства. С 1 марта 2025 года законодательством установлен принцип «Построил – оформи», в соответствии с которым эксплуатировать построенные здания и сооружения можно будет только после их оформления. При оформлении жилых домов граждане могут воспользоваться упрощенным порядком в рамках “дачной амнистии”.
«В 2025 году перечень документов для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на жилой дом не изменился. Прежде всего, нужен технический план на дом. Для его подготовки необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ, – отметила начальник отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю Светлана Трофимова. - Кадастровый инженер проведет замеры дома и подготовит необходимый документ. Также он может сам подать заявление для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на дом, если такую обязанность предусмотреть в договоре подряда».
Подать заявление и технический план можно через «Личный кабинет правообладателя» на сайте Росреестра: rosreestr.gov.ru (для входа необходима авторизация на портале Госуслуг) или в любом офисе МФЦ.
С 1 января 2025 года госпошлина за постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на жилой дом для граждан составляет 1000 рублей. Уплатить её можно непосредственно при подаче заявления в МФЦ в окне приема документов.
Для оплаты в мобильном приложении банка необходимо выбрать в разделе «Платежи» - «Оплата по реквизитам», «Оплатить по УИН» или уплатить по QR-коду.
При совершении платежа обязательно должен быть указан УИН. В этом случае государственный регистратор в режиме online получает сведения об уплате госпошлины и приступает к рассмотрению документов по заявлению.
Важно. Поставить на учет жилой дом можно только на земельном участке, сведения о точных границах которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). При их отсутствии необходимо провести межевание земельного участка.
Законодательство по теме: Федеральный закон от 26.12.2024 №487-ФЗ.
Регистрация ипотеки в электронном виде - это удобный, быстрый и современный способ оформления залога недвижимости.
Предлагаем пошаговую инструкцию пользователя «Как зарегистрировать договор ипотеки недвижимости в электронном виде».
1. Получение в аккредитованном удостоверяющем центре или в офисе МФЦ усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), подготовка договора ипотеки в формате электронного документа.
2. Подача документов через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра: https://rosreestr.gov.ru.
- на сайте Росреестра зайти в личный кабинет через учетную запись Госуслуг;
- перейти во вкладку «Мои услуги и сервисы» → «Кадастровый учет и (или) регистрация прав» → «Регистрация прав» → «Подача заявлений из личных кабинетов сторон сделки (2 и более)» → «Ипотека»;
- заполнить заявление, приложив электронные документы, подписать документы электронной подписью одной стороной сделки;
- подписать документы второй стороной сделки, после получения соответствующего уведомления (после подписания документы возвращаются инициатору).
3. Уплата госпошлины.
Размер госпошлины: для физических лиц — 1 000 рублей, для юридических лиц — 4 000 рублей.
После подписания всех документов обеими сторонами формируется уникальный идентификатор начислений (УИН), по которому необходимо уплатить госпошлину.
Уплатить можно через банковский сервис или портал Госуслуг.
4. Проверка документов Росреестром. Срок - 1 рабочий день. Если с документами и уплатой госпошлины все в порядке, ипотека регистрируется, и в личный кабинет приходит уведомление.
5. После регистрации скачать электронную выписку из ЕГРН, где будет указано зарегистрированное обременение в виде ипотеки.
Важно. Уведомление со ссылкой для скачивания выписки придет в личный кабинет правообладателя лица, подавшего заявление.
Электронная регистрация ипотеки может быть осуществлена с помощью цифровых сервисов банков, в этом случае банк формирует УКЭП и направляет документы самостоятельно.
Важно. После погашения ипотеки обременение также можно снять в электронном виде, подав заявление через личный кабинет Росреестра, подписав его УКЭП.