В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 о мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена.

Это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц и которая обладает уникальными характеристиками, в том числе массовостью, доступностью и открытостью информации, высокой скоростью передачи, обмена и получения данных.

Будучи прогрессивным изобретением человечества, сеть Интернет, как свободное сосредоточение огромных массивов всевозможной информации, в том числе негативного характера, способна нанести существенный вред интересам граждан, общества и государства.

В связи с этим согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей в РФ осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации при этом может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

С учетом указанных обстоятельств Генеральная прокуратура РФ уделяет повышенное внимание вопросам укрепления законности, защиты интересов государства и общества, прав граждан в виртуальном пространстве.

Как единая федеральная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокуратура, в соответствии с компетенцией, участвует в правовом регулировании отношений, возникающих в сети Интернет, выявляет и пресекает правонарушения со стороны некоторых категорий ее участников и пользователей, координирует деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокуроры принимают весь комплекс мер реагирования. При этом широко используются и полномочия по предъявлению в суд исковых заявлений об ограничении доступа к таким интернет-ресурсам.

Генеральной прокуратурой РФ систематически анализируются состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия распространению в сети Интернет запрещенной информации. Результаты этого анализа доводятся до сведения прокуроров субъектов Федерации с конкретными указаниями о совершенствовании организации надзора.

Как свидетельствует практика, особое внимание прокуроры уделяют надзору за соблюдением законодательства о защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.

С 1 сентября 2012 г. в РФ действует Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", которым установлены ограничения на распространение соответствующей информации в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.

К запрещенной для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.

Особенно важно соблюдение указанных требований Закона производителями и распространителями информационной продукции, поскольку сеть Интернет и телевидение являются для детей ключевыми источниками информации об окружающем мире и важнейшим фактором формирования ценностных ориентиров.

Между тем прокуроры практически всех регионов выявляют многочисленные интернет-сайты, содержащие запрещенную информацию, в том числе увеличивающую межэтническую напряженность в подростковой среде, оправдывающую допустимость насилия и жестокости, побуждающую к агрессии и другим асоциальным проявлениям, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую гомосексуальные отношения, интернет-сайты, содержащие информацию порнографического характера.

Во многих библиотеках, компьютерных клубах, интернет-кафе, гостиницах и иных местах, доступных для детей, предоставляется возможность выхода в сеть Интернет без применения систем фильтрации от негативной информации.

Не во всех образовательных организациях должным образом работают установленные системы фильтрации на компьютерах, подключенных к сети Интернет, не всегда доводятся до сведения подростков правила безопасного поведения в интернет-пространстве.

Прокуроры продолжают выявлять и пресекать многочисленные факты размещения в сети Интернет информации, содержащей пропаганду педофилии, антиобщественного поведения, алкоголизации, наркомании, проституции, самоубийств несовершеннолетних. Для устранения выявленных нарушений органы прокуратуры принимают различные меры реагирования, в том числе предъявляют в суды заявления, направленные на защиту детей в информационной сфере.

Немало прокуроры делают для пресечения фактов размещения в сети Интернет сведений о технологии производства и изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств на основе пиротехнической смеси, а также способах их применения, незаконном обороте оружия, схемах камуфляжа взрывного устройства под бытовой предмет.

Выявляются многочисленные случаи размещения в сети Интернет информации порнографического характера, сведений о продаже поддельных документов.

Прокуроры пресекали факты реализации в сети Интернет поддельных служебных удостоверений сотрудников правоохранительных органов, водительских удостоверений, медицинских справок и иных официальных документов.

В некоторых субъектах РФ (Калужская, Московская, Саратовская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, г. Москва) прокуроры пресекли факты распространения посредством сети Интернет алкогольной продукции в ночное время.

Широкое распространение получила практика незаконной реализации посредством сети Интернет лекарственных средств и медицинских изделий.

В некоторых субъектах Федерации (Республика Карелия, Брянская, Костромская, Ростовская области, г. Москва) прокуроры выявляли факты неправомерного распространения в сети Интернет персональных данных граждан.

В отдельных регионах выявлены интернет-сайты, на которых была размещена информация о незаконных способах уклонения от воинской обязанности и военной службы, в том числе путем симуляции заболеваний и подкупа должностных лиц.

Эффективность работы по ограничению доступа к запрещенной информации в сети Интернет зачастую снижается ввиду применения пользователями сети Интернет так называемых "анонимайзеров" - веб-сайтов и специальных вредоносных программ, позволяющих открывать ранее заблокированные интернет-ресурсы.

Путем использования анонимайзеров пользователь может посещать (просматривать) любые веб-сайты, не оставляя данных о своем реальном местоположении, IP-адресе и прочих параметрах.

Всего в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций только в 2015 г. поступило более 7,6 тыс. судебных решений указанной категории, вынесенных по искам прокуроров.

В целях повышения эффективности надзора за исполнением законов при распространении информации в сети Интернет, координации деятельности уполномоченных государственных органов и улучшения межведомственного информационного взаимодействия в ноябре 2013 года в Генеральной прокуратуре РФ создана Межведомственная рабочая группа по противодействию распространения запрещенной информации в средствах массовой информации и сети Интернет.

В ее работе участвуют представители Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства юстиции, Министерства образования и науки, Министерства культуры, Министерства внутренних дел РФ, ФСБ России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

На заседаниях Межведомственной рабочей группы регулярно обсуждаются возникающие проблемы правоприменения, вопросы обмена информацией и совершенствования различных форм взаимодействия. Принятые коллегиально решения реализуются в соответствии с компетенцией соответствующими министерствами и ведомствами.

В последние годы усовершенствовано российское законодательство, регламентирующее вопросы безопасности сети Интернет. В частности, в него внесены изменения, устанавливающие упрощенный (внесудебный) порядок ограничения доступа к определенной информации.

Так, с 1 ноября 2012 г. введена в действие ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. Эта норма предусматривает возможность ограничения доступа к материалам с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлениям о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; к информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; к информации о способах совершения самоубийства и призывах к совершению самоубийства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" на принятие решений об ограничении доступа к названным видам запрещенной информации уполномочены Роскомнадзор, ФСКН России (в настоящее время - МВД России) и Роспотребнадзор.

22 августа 2014 г. указанный перечень запрещенной информации дополнен информацией, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи. Полномочия на принятие решений об ограничении доступа к этой информации предоставлены Федеральной налоговой службе.

Кроме того, с 1 февраля 2014 г. вступила в силу ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой информация, содержащая призывы к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением закона, а также призывы к экстремистской деятельности, может быть заблокирована на основании требования заместителя Генерального прокурора РФ.

Порядок рассмотрения в органах прокуратуры РФ уведомлений о распространении в сети Интернет указанной информации и направления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций требований о принятии мер по ограничению доступа к ней регламентирован инструкцией, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 26 августа 2019 г. № 596 "О порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»».

За период действия приведенных правовых норм указанный механизм продемонстрировал свою эффективность в борьбе с распространением противозаконной информации.

Роскомнадзором всего в Единый реестр в связи с наличием запрещенной информации внесено около 50 тыс. указателей сайтов и/или страниц сайтов.

По требованиям Генеральной прокуратуры РФ заблокировано более 4,5 тыс. интернет-страниц с запрещенной информацией.

Таким образом, наблюдается явная тенденция по усилению государственного контроля и надзора за соблюдением законности, прав и свобод граждан в сети Интернет и возрастанию роли органов прокуратуры в противодействии правонарушениям со стороны ее участников и пользователей.

 

 


Возврат к списку