Анализ состояния законности в сфере профилактики преступности
В современном правовом государстве профилактика преступлений является одним из наиболее эффективных способов борьбы с преступностью. Любое преступление независимо от тяжести совершенного деяния наносит ущерб общественным интересам и ключевым ценностям социума.
Экономические затраты государства с высоким уровнем преступности несопоставимы с уровнем затрат государства, в котором уровень преступной активности находится в пределах общепринятой нормы. Однако ущерб от преступной деятельности исчисляется не только финансовыми потерями, но и жизнями людей. «Разгул» преступности провоцирует рост социальной напряженности в обществе, а также общую неудовлетворенность социума правовой и карательной политикой государства.
Негативные последствия для экономики, рост социальной напряженности, формирования прослойки общества, для которой преступное поведение является нормой жизни и способом заработка, все это является прямым следствием преступной деятельности.
Профилактика - это осуществление мер по выявлению и устранению действия причин, условий и других детерминант преступлений. Основной целью профилактических мер является предотвращение совершения преступления либо его повторения. Суть профилактических мер заключается в целенаправленной деятельности государства, общественных объединений, отдельных граждан по обнаружению, изучению, фиксации и устранению причин преступности.
По итогам 5 месяцев 2024 года в Чернушинском городском округе количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 39,4% и составило 343 преступления (АППГ-246).
За 5 месяцев 2024 года на территории района зарегистрировано увеличение на 34% преступлений против личности 67 (50). Снизилось количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения на 11,4% и на 18,5%, совершенных в общественных местах.
Количество лиц, совершивших преступления из числа ранее совершавших, уменьшилось на 8,3% и составило 99 (108), в том числе ранее судимых – 51 (62).
Отмечен рост убийств на 400% (5, АППГ – 1), а также преступлений, предусмотренных статьей 111 УК РФ на 100% (4, АППГ -2).
Анализ структуры преступности по тяжести показал, что на 100% снизилось количество преступлений небольшой тяжести, предусмотренных ст.ст. 116 УК РФ – 0 (1), ст. 151.1 – 0 (1), на 94,7%, по ст. 158.1 -1 (19), на 50% по ст. 119 - 3 (6).
Вышеуказанные факты свидетельствуют об имеющихся просчетах как на стадии доследственных проверок, так и при расследовании уголовных дел, а также об отсутствии единого подхода к оценке достаточных оснований для возбуждения уголовных дел анализируемой категории.
По-прежнему имеются недостатки в деятельности Отдела МВД России по Чернушинскому городскому округу (далее – ОМВД) при проверке сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях. Усматривается систематическое некачественное рассмотрение сообщений заявителей об административных правонарушениях, проверки проводятся не полном объеме и носят формальный характер, не принимается достаточных мер по выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для принятия законных и обоснованных решений по материалам проверок, по установлению лиц виновных в совершении административных правонарушений, а определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях носят немотивированный характер и зачастую содержат лишь изложения диспозиции статей КоАП РФ.
По результатам проверок в ОМВД внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, нарушения устранены.
С целью повышения качества работы правоохранительных органов по вопросам профилактики преступности в первом полугодии 2024 года прокуратурой района проведены заседания межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений в быту и предупреждении преступных проявлений, межведомственные и координационные совещания правоохранительных органов Чернушинского городского округа, по результатам проведения которых вынесены решения с отражением конкретных мероприятий, направленных на усовершенствование методов профилактики и борьбы с преступной деятельностью.