Рассмотрение и разрешение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Направляемые прокурору жалобы в рамках уголовно-процессуального производства должны быть рассмотрены и разрешены по правилам ст. 124 УПК РФ.  
В   соответствие с ч. 1 ст. 124 УПК РФ, «прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель».
В письменной жалобе прокурору жалобы на действия (бездействие, решения), осуществленные в уголовном процессе, рекомендуется отражать следующие сведения:
-  какое именно действие (бездействие) и (или) решение обжалуется (где, когда оно имело место и в чем именно выразилось);
-  действия (решения), которые заявитель просит осуществить (принять) по результатам рассмотрения его жалобы.
По общему правилу жалобу прокурор   обязан рассмотреть в течение 3 суток со дня ее получения.  
На прокурора, рассматривающего жалобу, возложена обязанность известить заявителя о факте рассмотрения жалобы в срок больше трех, но не превышающий десяти суток.  
Согласно ч. 2 ст. 124 УПК РФ прокурор   по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление.
Если прокурор принял решение об исполнении всех содержащихся в жалобе требований, то им выносится постановление о полном удовлетворении жалобы. Если согласно его решению следует исполнить хотя бы одно из нескольких содержащихся в жалобе требований или же исполнить требование не в полном объеме, оформляется постановление о частичном удовлетворении жалобы.  
Прокурором может быть вынесено также постановление об отказе в удовлетворении жалобы тогда, когда ни одно из заявленных в жалобе требований ни в какой мере не подлежит исполнению.  
Заявитель незамедлительно уведомляется сразу о двух фактах, о том:
- какое процессуальное решение вынесено по его жалобе;
- каков дальнейший порядок обжалования решения по данной жалобе.
Решение прокурора заявитель вправе обжаловать непосредственно вышестоящему по отношению к вынесшему постановление прокурору.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 125 УПК РФ, если постановление прокурора  по жалобе заявителя способно причинить ущерб конституционным правам и свободам последнего либо затруднить доступ граждан к правосудию, данное решение прокурора   может быть также обжаловано в районный суд по месту производства предварительного расследования.  


Как гражданин может обратиться в органы власти?
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.  (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа.  
В письменном обращении или обращении в форме электронного документа гражданин указывает:
1) наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О. или должность лица, к которому он обращается;
2) свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии);
3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в обращении в форме электронного документа указывается адрес электронной почты);
4) суть предложения, заявления или жалобы.
Также необходимо проставить личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прикладываются документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме.
На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Кроме того, обращение возможно направить путем заполнения специальной формы на официальном сайте указанных органов.
По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения.
  

Порядок обращения в органы прокуратуры.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней.
По определенным обращениям отдельных категорий граждан установлены иные сроки разрешения.  
Ответ по существу обращения не дается, если в нем отсутствуют достаточные для разрешения вопроса сведения, а также если текст обращения не позволяет определить суть содержащегося в нем предложения, заявления или жалобы. Гражданин, направивший обращение, информируется об этом в течение семи дней со дня регистрации обращения.
По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из решений:
1) «удовлетворено» (при принятии мер к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя);
2) «удовлетворено повторное обращение» (при принятии решения об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и (или) по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения);
3) «отклонено», если требования заявителя признаны необоснованными;
4) «разъяснено», если направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении каких-либо просьб либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
5) «принято иное решение», если, например, обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю;
6) «направлено»» - в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.
В случае если изложенная в анонимном обращении информация о нарушении прав требует применения мер прокурорского реагирования, оно будет рассмотрено в прокуратуре без уведомления заявителя о принятом решении.



Возврат к списку