В Управление Росреестра по Пермскому краю обратился житель города Березники с вопросом. Можно ли продать квартиру в Пермском крае, находясь при этом в другом регионе, и подать необходимые документы на переход права в электронном формате?
«Да, гражданин может подать документы для регистрации электронной сделки с недвижимостью через портал Росреестра в разделе «Электронные услуги и сервисы» при соблюдении обязательного условия. Регистрация перехода права собственности на основании заявления, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), допускается только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи о возможности осуществления электронной регистрации. Такие требования установлены в законодательстве для защиты от мошеннических действий с объектами недвижимости, – разъясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Анна Болотникова. - Поэтому перед проведением электронных сделок с недвижимостью с использованием УКЭП гражданам необходимо сначала уведомить Росреестр, представив своё согласие о возможности осуществления таких действий в отношении конкретного объекта. Оно должно быть оформлено исключительно на бумажном носителе с личной подписью собственника недвижимости. Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, подаётся в любом офисе МФЦ.
Запись о возможности регистрации с применением УКЭП будет внесена в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего заявления. После этого можно подавать заявление о регистрации перехода права собственности на квартиру в электронном формате».
Законодательство по теме: ст. 36.2 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В Управление Росреестра по Пермскому краю обратилась жительница краевой столицы с вопросом. Она купила квартиру в многоквартирном доме и спрашивает, как оформить право на ее долю в общем имуществе собственников.
«Право долевой собственности на общее имущество возникает у собственника помещения в силу закона. Государственная регистрация права собственности на квартиру в многоквартирном доме одновременно является государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в нем, - объясняет Екатерина Крохалева, начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Пермскому краю. - Поэтому собственнику не нужно подавать отдельное заявление для оформления права на долю в общем имуществе. Росреестр регистрирует права собственников помещений на объекты, относящиеся к такому имуществу, без указания имен (наименований) собственников и размеров принадлежащих им долей. Эти объекты не отображаются в разделе «Недвижимость» личного кабинета собственника на Госуслугах».
К сведению. К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
– помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование;
– иные помещения в доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
– крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
– земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на земельном участке объекты.
Законодательство по теме. Жилищный кодекс РФ (Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения, гл. 6, ст. 36), Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 38, ст. 70).
Покупатель сохраняет права, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, и на случай выявления недостатков в товаре по истечении гарантийного срока, если указанные недостатки не были устранены во время гарантийного ремонта.
Так, пункт 3 статьи 477 ГК РФ предусматривает, что, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Покупатель, предъявивший требование об устранении недостатков, должен доказать, что они возникли до истечения гарантийного срока, а продавец, не согласный с предъявленным требованием, подтвердить не только факт возникновения недостатков уже после передачи товара покупателю, но и их возникновение вследствие событий, оговоренных в пункте 2 статьи 476 ГК РФ, за которые не отвечает продавец, в частности, в связи с ненадлежащей эксплуатацией товара самим потребителем.
По общему правилу, право на гарантийный ремонт обусловлено приобретением товара ненадлежащего качества. Обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
Следовательно, если качество товара не восстановлено после ранее проведенного продавцом или уполномоченным им лицом гарантийного ремонта (проведение ремонта повлекло за собой возникновение новых или повторное проявление неустраненных недостатков), покупатель не должен лишаться прав, гарантированных пунктом 1 статьи 475 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа, в том числе с использованием Единого портала госуслуг (при наличии возможности).
В обращении в письменной форме гражданин должен указать:
наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О. или должность лица, к которому он обращается;
свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии);
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
суть предложения, заявления или жалобы.
Также необходимо проставить личную подпись и дату.
В обращении в форме электронного документа необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указать адрес электронной почты либо, при наличии такой возможности, использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале госуслуг, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению прикладываются документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме.
На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Кроме того, обращение возможно направить путем заполнения специальной формы на официальном сайте указанных органов.
Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения (ч. 2, 3 ст. 8 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Обращения, поданные с использованием Единого портала, регистрируются автоматически в момент их подачи.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.
В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Росреестр подвел итоги реализации закона о «гаражной амнистии». Пермский край является одним из 5 субъектов с наибольшим количеством оформленных земельных участков под гаражами по закону о «гаражной амнистии». С начала действия закона (сентябрь 2021 года) до 31 января 2025 года на территории Пермского края оформлены права на 13271 земельный участок общей площадью 393660 кв.м.
«Гаражная амнистия» с каждым годом становится более популярной у жителей Прикамья и процедура оформления прав на земельные участки под гаражами является очень востребованной в регионе, – отмечает руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю Лариса Аржевитина. - Если в первый год реализации закона о «гаражной амнистии» в Пермском крае было оформлено в собственность 3475 земельных участков, то в 2024 году зарегистрировано уже 5517 участков. У нас налажено взаимодействие с муниципалитетами, мы вместе проводим методическую и разъяснительную работу в территориях, все алгоритмы отработаны, исключены бюрократические барьеры, и у граждан есть все возможности стать законными владельцами своих гаражей и земельных участков».
Напоминаем, что воспользоваться «гаражной амнистией» можно, если гараж является капитальным, построен до 29.12.2004 и не признан самовольной постройкой. В целом, по всей стране Росреестр зарегистрировал более 518 тыс. объектов в рамках «гаражной амнистии».
Оформить по упрощенной схеме незарегистрированный гараж и землю под ним можно будет до 1 сентября 2026 года. Однако с учетом востребованности данной услуги рассматривается вопрос о возможности продления «гаражной амнистии».
Росреестр анализирует и совершенствует правоприменительную практику в данной сфере. Так, 9 ноября 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 370-ФЗ, уточняющий положения о порядке признания отдельными зданиями гаражей различной этажности. Если ранее упрощенный порядок регистрации распространялся только на одноэтажные гаражи и землю под ними, то теперь это право получили и владельцы двухэтажных гаражей. Процедура оформления для них не поменяется.
В октябре 2023 года вступили в силу поправки, направленные на упрощение процедуры оформления земли под гаражами (ФЗ от 24.07.2023 № 338-ФЗ). Например, в советское время много мест под гаражи было предоставлено в полосах отвода железных дорог. Теперь предусмотрен механизм оформления прав на такие объекты. Также при наличии межевого плана на территорию у людей появилась возможность не тратить деньги на привлечение кадастровых инженеров и оформлять участки под гаражами в упрощенном порядке, минимизировав затраты.
В январе 2025 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, направленный на защиту прав собственников подземных гаражей. Вводятся такие понятия, как «наземные гаражи», «подземные гаражи» и «подземные гаражные комплексы». Предусмотрена норма, по которой владельцы таких объектов смогут использовать земельный участок над гаражом для его ремонта. Это можно будет сделать в упрощенном режиме – на основании разрешения местной администрации. Кроме того, владельцы подземных гаражей, у которых есть надземные конструкции (например, стойки в виде труб, крыша и т.д.), смогут оформить в собственность земельный участок над таким объектом. Это позволит владельцам полноценно распоряжаться своим имуществом.
В Управление Росреестра по Пермскому краю, обратился пермяк с вопросом: «Где можно проверить земельный участок на предмет возможных нарушений?».
Росреестр для землепользователей разработал сервис самообследования земельных участков. Найти его можно на официальном сайте Росреестра http://rosreestr.gov.ru/ в разделе «Деятельность»/«Государственный земельный надзор» или по ссылке https://vk.cc/cwn1Bb.
«Сервис самообследования земельных участков - полезный инструмент для любого заинтересованного лица и правообладателя недвижимости, – отметил начальник отдела государственного земельного надзора Сергей Зигинов. - Он помогает выявить возможные нарушения в использовании земельных участков и дает рекомендации по их устранению».
Преимущества сервиса:
1. Доступность. Любое заинтересованное лицо может быстро получить информацию о состоянии земельного участка.
2. Процесс самообследования. Пользователь отвечает на ряд вопросов о своем земельном участке. Сервис может предоставлять подсказки на основе данных из Единого государственного реестра недвижимости, что упрощает процесс оценки.
3. Результаты. После завершения опроса пользователю выдается информация о наличии или отсутствии признаков нарушений. В случае выявления возможных нарушений предлагаются конкретные рекомендации по их устранению.
4. Конфиденциальность. Информация о результатах обследования не передается в Росреестр и не используется для надзора.
Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения ООО «Энергоинвест» законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
Так, в ходе планового осмотра содержания автомобильных дорог Чернушинского муниципального округа, проведенного с участием должностных лиц Госавтоинспекции Отдела МВД России по Чернушинскому городскому округу, органов местного самоуправления округа, выявлен факт бездействия подрядной организации по очистке дорожного полотна от снега и наледи.
В ходе обследования установлено, что на проезжей части автомобильной дороги «Чернушка- Емаш-Павлово» имеются дефекты в виде зимней скользкости.
Кроме того, остановочный пункт «ул. Строителей – ул. Майская» от снега не очищен.
По результатам проверки директору ООО «Энергоинвест» прокурором района внесено представление, а также инициировано привлечение руководителя организации к административной ответственности за невыполнение установленных требований по содержанию автомобильных дорог общего пользования в зимний период.
Прокуратурой Чернушинского района по результатам проверки исполнения земельного законодательства вскрыт факт незаконного предоставления индивидуальному предпринимателю земельного участка под личное подсобное хозяйство.
Так, осенью 2022 года между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и гражданином заключен договор купли-продажи земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства площадью свыше установленного законом максимального размера.
Установлено, что земельный участок в нарушение вида разрешенного использования используется для хранения строительной техники (самосвалов, экскаваторов и т.д.), на нем допускается размещение строительных материалов, отходов от использования автотранспорта (автомобильных покрышек). В границах земельного участка возведены хозяйственные постройки. Признаков ведения личного подсобного хозяйства на полевом земельном участке нет. Фактически участок использовался в предпринимательских целях, несмотря на отнесение его к землям сельскохозяйственного назначения, что существенно нарушало его плодородные свойства.
В связи с выявленными нарушениями в апреле 2024 года прокурором главе городского округа – главе администрации Чернушинского городского округа внесено представление об устранении нарушений, которое удовлетворено.
Поскольку индивидуальный предприниматель отказался в добровольном порядке устранить нарушения, прокуратурой района инициировано обращение с исковым заявлением в Арбитражный суд Пермского края с требованием о возвращении земельного участка в муниципальную собственность.
По итогам судебного разбирательства, исковое заявление удовлетворено в полном объеме, права муниципалитета защищены. Исполнение решения суда находится на контроле органов прокуратуры.
Прокуратурой Чернушинского района по результатам проверки исполнения земельного законодательства вскрыт факт незаконного предоставления индивидуальному предпринимателю земельного участка под личное подсобное хозяйство.
Так, осенью 2022 года между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и гражданином заключен договор купли-продажи земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства площадью свыше установленного законом максимального размера.
Установлено, что земельный участок в нарушение вида разрешенного использования используется для хранения строительной техники (самосвалов, экскаваторов и т.д.), на нем допускается размещение строительных материалов, отходов от использования автотранспорта (автомобильных покрышек). В границах земельного участка возведены хозяйственные постройки. Признаков ведения личного подсобного хозяйства на полевом земельном участке нет. Фактически участок использовался в предпринимательских целях, несмотря на отнесение его к землям сельскохозяйственного назначения, что существенно нарушало его плодородные свойства.
В связи с выявленными нарушениями в апреле 2024 года прокурором главе городского округа – главе администрации Чернушинского городского округа внесено представление об устранении нарушений, которое удовлетворено.
Поскольку индивидуальный предприниматель отказался в добровольном порядке устранить нарушения, прокуратурой района инициировано обращение с исковым заявлением в Арбитражный суд Пермского края с требованием о возвращении земельного участка в муниципальную собственность.
По итогам судебного разбирательства, исковое заявление удовлетворено в полном объеме, права муниципалитета защищены. Исполнение решения суда находится на контроле органов прокуратуры.
Прокуратура Чернушинского района провела проверку по 2 поступившим обращениям жителей г. Чернушка на бездействие должностных лиц Службы судебных приставов в связи с непринятием надлежащих мер по принудительному взысканию алиментов.
Установлено, что на исполнении в ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам УФССП по Пермскому краю находятся 2 исполнительных производства о взыскании с должников алиментов на содержание несовершеннолетних детей. При этом, весь комплекс мер направленных на принудительное взыскание судебным приставом-исполнителем не проведен, вопрос о привлечении к установленной законом ответственности должника за неисполнение обязанности не рассматривался.
По итогам проверки прокурором района главному судебному приставу УФСПП по Пермскому краю внесено представление об устранении допущенных нарушений.
По результатам принятых мер реагирования 3 должностных лица Отдела судебных приставов привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, должники по исполнительным производствам привлечены к административной ответственности, принят весь комплекс, направленный на взыскание задолженности.
Прокуратура Чернушинского района провела проверку исполнения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю законодательства о социальной защите населения на территории округа.
Установлено, что индивидуальными программами реабилитации инвалидов предусмотрено получение различных видов технических средств реабилитации (трости, противопролежневые подушки и матрацы и т.д.).
В связи с отсутствием действующего контракта и, несмотря на уведомление гражданам о постановке на учет для получения технических средств реабилитации, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю в течение 30 календарных дней с момента обращения инвалида извещение о проведении конкурентной процедуры в единой информационной системе не размещалось.
Контракты на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов в установленный сроки заключены не были.
Чернушинским районным судом удовлетворены 7 исковых заявлений об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации; взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением сроков предоставления технических средств реабилитации.
Исполнение исков находится на контроле прокуратуры района.
В Управление Росреестра по Пермскому краю обратился пермяк с вопросом: «У меня в собственности с середины 90-х годов находится земельный участок в деревне. По документам участок предоставлен под жилой дом. Я давно веду на нем личное подсобное хозяйство и хочу привести документы в порядок, чтобы по документам был правильный вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство. Какие действия я должен предпринять для изменения вида в документах?»
Начальник отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав Управления Елена Клюшова разъяснила порядок действий землепользователя в данной ситуации .
Собственники земельных участков вправе изменить вид разрешенного использования своего земельного участка.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования.
Порядок действий при смене разрешенного использования:
Шаг 1. Проверить в какой территориальной зоне расположен земельный участок. Информацию о территориальной зоне можно получить, обратившись к Публичной кадастровой карте на цифровой платформе «Национальная система пространственных данных»: https://nspd.gov.ru/, на сайтах муниципалитетов. Если информация отсутствует в имеющихся документах, необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка с запросом о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСГД).
Важно. Также нужно обратиться в орган местного самоуправления, если участок находится на землях, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Шаг 2. Выбрать разрешенное использование из основных видов, установленных градостроительным регламентом.
Шаг 3. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. Необходимо проверить соответствует ли площадь участка предельным размерам, установленным для определенного вида разрешенного использования.
Шаг 4. В любом офисе МФЦ подать заявление о государственном кадастровом учете в связи с выбором правообладателем вида разрешенного использования объекта недвижимости, указав в заявлении формулировку в строгом соответствии с установленной градостроительным регламентом (Правила землепользования и застройки).
Важно: с заявлением в Росреестр вправе обратиться только правообладатель земельного участка (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор, если право арендатора на смену вида разрешенного использования не ограничено договором аренды)..
Шаг 5. За внесение изменений о виде разрешенного использования с 01.01.2025 взимается государственная пошлина, которая должна быть уплачена для оказания услуги. Размер государственной пошлины составляет 1000 рублей (подпункт 22.3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ).
Рекомендуем госпошлину уплатить непосредственно при подаче заявления в МФЦ в окне приема документов.
Для оплаты в мобильном приложении банка необходимо выбрать в разделе «Платежи» - «Оплата по реквизитам», «Оплатить по УИН» или уплатить по QR-коду.
При совершении платежа обязательно должен быть указан УИН. В этом случае государственный регистратор в режиме online получает сведения об уплате госпошлины и приступает к рассмотрению документов по заявлению».
Если информации об уплате государственной пошлины не поступит в течение пяти дней после подачи заявления, документы будут возвращены без рассмотрения.
К сведению. Уплатить госпошлину можно также на портале Госуслуг в разделе «Платежи» по QR-коду.