28.02.2021
Ученикам вручили книги, посвященные юбилею Победы
Школьный актовый зал моментально заполнили ученики. В Бродовской школе незапланированное торжество. Его героями стали ребята, чьи творческие работы вошли в сборник «Это надо не мёртвым! Это надо живым!», посвящённый 75-летию Великой Победы. Сочинения Александра Сурикова и Алины Талиповой, а также рисунок Натальи Просоленко победили на краевом конкурсе. После короткого исторического экскурса о важности победы в Великой Отечественной войне лидер районного отделения КПРФ Валентина Старцева вручила школьникам книги.
Когда не стало его прадеда, Саше едва исполнился годик. Так что поговорить с фронтовиком по душам и узнать, что такое война, так и не получилось. Из рассказов близких узнал, что первый же бой для Александра Матвеевича Злыгостева стал последним, дальше - был плен.
«В конце 1942-го в Перми была сформирована 19-ая лыжная стрелковая бригада. Мой прадед возглавил взвод автоматчиков, - пишет в своём сочинении третьеклассник. –Лыжники были заброшены в тыл к фашистам. Все боеприпасы тащили на себе. Костры не жгли - боялись, что заметит враг. Им была поставлена задача - выйти к селу Виноградово, в километре от озера Ильмень», - говорится в строчках школьника. А общаясь со мной, он делится:
- У нас, конечно, и физкультура есть, и на лыжах я катаюсь. Но представить не могу, что можно вести бой в полном снаряжении на лыжах, когда за плечами несколько десятков килограммов, а еще снаряды и гранаты…
Александр - обычный школьник, любит читать «Гарри Поттера» и «Властелина колец», а уроки не всегда нравится делать. Когда на классном часе зашла речь о войне, сразу понял, что ему есть что сказать.
23 февраля на озере Ильмень был жуткий бой. Отряд стал мишенью для фашистской авиации. Утром раненых советских бойцов подобрала немецкая санитарная бригада. Так они оказались в плену, откуда их освободили американские солдаты в марте 1945-го. А в 1943-м в родную деревню пришла похоронка. Описать радость родных, когда солдат вернулся, невозможно. После войны зоотехник Александр Злыгостев вместе с односельчанами поднимал колхоз, женился и народил шесть дочерей и троих сыновей или, как сам шутил, - «центнер девчонок и полцентнера парней».
- Прадед Саши - один из самых знаменитых ветеранов нашего села, - говорит учитель Евгения Коновалова. - Он прожил почти до ста лет. В мирное время отличался оптимизмом, был большим тружеником и примером для односельчан. Его боевой путь описан в этой книге, - Евгения Мадестовна достает из своего стола краеведческий сборник. – К сожалению, эта живая история уходит от нас. Конечно, на уроках мы рассказываем о войне и ветеранах, не забываем о герое Советского Союза Иване Брызгалове, имя которого носит наша школа, но ребята всё меньше и меньше знают о войне, забывают имена наших фронтовиков. Нужно проводить такие конкурсы, чтобы дети интересовались историей родного села и своей семьи.
Для хозяйки школьной библиотеки Валентины Дворниковой сборник работ прикамских школьников стал книгой семейной памяти. Сочинение семиклассницы Алины Талиповой, которое тоже вошло в альманах, основано на воспоминаниях библиотекаря об отце - Тимофее Семёновиче Мазеине, заряжающем стрелкового орудия, который освобождал Белоруссию, Прибалтику, в составе артиллерийского взвода прошагал пол-Европы, а закончил войну на Дальнем Востоке. Эти воспоминания - всегда со слезами на глазах.
- Я часто общаюсь с ребятами. Но, как только просят рассказать об отце, не могу - слезы душат, будто сама теряла однополчан, лежала в окопах, терпела холод и голод, - говорит Валентина Тимофеевна. - О войне отец почти не рассказывал. Говорил: «Кто был на настоящей войне, тот хочет поскорее о ней забыть». На фронт его забрали в мае 1942-го. А весть о войне пришла, когда односельчане гуляли в клубе. Как и многие ровесники, отец тогда работал в колхозе, он был прицепщиком на тракторе, - говорит дочка бойца Мазеина. А ученица 7 класса Алина, основываясь на этих воспоминаниях, пишет:
- Те военные годы навсегда в его памяти: всполохами артиллерийского зарева, наводящим ужас свистом ракет, грохотом рвущихся мин, выстрелами снайперов. Немало боевых товарищей осталось лежать в заснеженных перелесках, у безымянных высот, возле бесчисленных деревушек, которые они отвоевали у врага…
Когда дочка просила отца рассказать о войне, он говорил: «Я помню всё до мельчайших подробностей, помню всех однополчан. Помню. Помню…»
- В эти минуты он всегда плакал, - сквозь слёзы говорит Валентина Дворникова.
Разревелась и семиклассница Наташа Просоленко, когда я попросила рассказать о ее работе, попавшей в сборник. Она призналась, что и рисовать-то особенно не любит, её душе куда ближе танцы. А тут прониклась, а голубь, который разместился в центре композиции, будто накрыл своим крылом. Её рисунок - дань памяти тысячам безымянных солдат, которые спасали детей войны: укрывали от снарядов, переправляли в тыл, выносили из горящих домов.
- Это невыдуманная история. На фронте такое случалось часто. Жаль только, что сегодня многие об этом забывают. В интернете каждый день то на свастику натыкаюсь, то на высказывания типа: «Если бы не подвиг прадедов, то сейчас баварские колбаски бы ели и пивко бы попивали…» Обидно и больно, что некоторые не хотят помнить уроков войны, - говорит Наталья.
Кроме её «Голубя Победы», в сборник вошли ещё два рисунка учеников нашего округа. Лидируют в этой номинации школьники Добрянки. Тема войны в работах юных художников отображена по-разному. Для кого-то это щемящие сердце мгновения отправки на фронт. Вот запечатлен прорыв танков в осажденный город. Вот медсестра выносит раненого. Есть морской бой и привал в горах. Отдельная тема - дети, ставшие на войне не просто взрослыми, а героями. Рисунки-плакаты - тоже часть творчества участников конкурса. Если говорить о сочинениях, то это пережитые воспоминания, стихи-обращения к прадедам, рассуждения и повествования. На конкурс было прислано почти сто работ школьников со всего Пермского края.
- Чтобы наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими», - так главную цель проведения конкурса сформулировала первый секретарь местного отделения КПРФ Валентина Старцева. - Конкурс показал, что дети помнят о подвигах народа и вкладе в Победу своих близких. Они интересуются историей страны и своей семьи. Главное – этот интерес сохранить. Именно потому такие конкурсы будут продолжаться. Надеюсь, что участников станет больше.