Мошенники придумывают все новые способы обмана доверчивых абонентов. Один из них – сообщение или звонок от имени босса. Жулики выдают себя за директора, главврача, ректора университета и других руководителей. Схемы разные: в одних случаях сразу совершают звонок от имени начальника, в других – подделывают аккаунт босса в социальных сетях и предупреждают, что с минуты на минуту позвонит сотрудник какого-либо ведомства по очень важному вопросу.
Вопросы могут быть самые разные. К примеру, «босс» может рассказать историю о том, что прямо сейчас необходимо передать деньги очень важному контрагенту, а счет компании по ошибке заморозили. Чтобы выручить организацию, нужно снять личные сбережения и передать деньги через курьера. Вечером «начальник» обещает отдать все средства, да еще и премию выписать за «спасение» компании. Понятно, что после передачи средств «начальник» перестает выходить на связь, а доверчивый сотрудник лишается своих собственных денег.
Под удар могут попасть как сотрудники небольших компаний, ведь узнать имя гендиректора или главбуха в эпоху интернета – не самая сложная задача, так и публичные люди. В соцсетях, Telegram-каналах, в СМИ можно встретить такие случаи:
Мошенники используют свежие информационные поводы, один из них – тестирование в России цифрового рубля. Это новая форма денег, которая после завершения эксперимента может получить распространение наравне с двумя другими формами российской национальной валюты: наличным и безналичным рублем.
Злоумышленники делают рассылки от имени Банка России, в которых «предупреждают» о том, что наличный и безналичный рубль – это теперь «устаревший формат». Их необходимо обменять на цифровую валюту. Для того чтобы это сделать, необходимо перевести деньги на специальный счет, к тому же срочно, якобы на обмен рублей остается «очень мало времени». А если этого не сделать, то деньги на банковской карте просто «сгорят».
К сожалению, не так много людей могут досконально разбираться в информационной повестке. Кто-то где-то услышал слово «цифровой рубль», при этом абсолютно не вникая. И вот мошенник, пользуясь горячим инфоповодом и незнанием жертвы, без особых проблем жонглируя терминами, забирает его средства себе. Важно знать и понимать – цифровой рубль не заменит в краткосрочной перспективе наличные или безналичные рубли. Об этом не раз заявляли официальные лица.
Анастасия Чумак, специалист юридической компании «Интерцессия»
В последнее время пользователи различных мессенджеров стали получать рассылки о единовременной выплате малоимущим/пенсионерам/всем гражданам РФ. Якобы для того, чтобы государство перечислило деньги, нужно направить пакет документов и заплатить за помощь в оформлении выплаты.
Стоит ли говорить, что никакое пособие на карту потом не поступает. Напротив, можно лишиться не только денег за «услугу», но и других своих средств. Переданные личные данные мошенники могут использовать по разному: могут взломать аккаунт в соцсетях и слезно попросить помощи у подписчиков, прикрепляя эти самые документы, а могут и вовсе оформить заем на ваше имя в какой-нибудь не самой надежной МФО.
Там же можно запросить сведения о мерах соцподдержки. Понадобится дать согласие на информирование о льготах и выплатах. Также о мерах матпомощи можно узнать на личном приеме в органах соцзащиты своего региона или в Социальном фонде (СФР).
Парадокс, но часто мошенники строят свои схемы обмана на защите от мошенничества. Очередная идея – звонок от «службы поддержки банка» с предложением провести диагностику телефона и подключить услугу «по повышению безопасности». Все это совершенно бесплатно – «банк» же заботится о своих клиентах.
Доверчивому абоненту присылают ссылку, которая ведет на сайт. Внешне он похож на банковский, но является не чем иным, как качественной подделкой. На сайте необходимо заполнить специальную форму, указав свои данные. Дальше – дело техники: мошенники получают доступ к онлайн-банку своей жертвы и переводят деньги и обчищают его счета и карты.
После введения санкций против ряда российских банков их мобильные приложения исчезли из App Store и Google Play. Этим активно пользуются мошенники. Они создают свои версии приложений, схожие по визуалу с настоящими. Следует звонок из «службы поддержки банка». Мошенник вежливо объясняет клиенту ситуацию и сообщает, что пришлет ссылку, по которой можно будет установить приложение на смартфон.
Суть схемы довольно простая: пользователь скачивает программу, вводит свои персональные данные для входа в онлайн-банк. Мошенник их копирует и использует для входа в настоящее банковское приложение, а затем переводит деньги на свой счет.
Мошенники используют в своих схемах не только звонки, социальные сети и мессенджеры, но и электронную почту. Жулики делают массовую рассылку, в которой говорится о необходимости верификации учетной записи. Ответным письмом следует прислать свои ФИО, а также логин и пароль от электронного ящика. В противном случае его грозятся заблокировать. Для пущей убедительности мошенники ссылаются либо на недавно вышедший «закон», либо на «постановление правительства».
Никаких законодательных требований о верификации электронной почты, понятное дело, нет. Просто мошенники пытаются через почту получить доступ к конфиденциальной информации потенциальной жертвы: его документам или паролям, которые когда-либо были отправлены в виде письма.
Самое главное – не паниковать. Мошенники часто используют давление на жертву, обставляя все так, как будто вам необходимо совершить действие СРОЧНО. Но, поверьте, от того, что вы не пройдете на каком-то сервисе верификацию в моменте, совершенно точно ничего плохого не случится. Помните об этом и, если в данный момент вы находитесь в спешке, сильно заняты чем-то, просто отложите решение этого вопроса на потом – так вы сможете внимательнее изучить суть письма и установить насколько «официален» был отправитель.
Анастасия Чумак, специалист юридической компании «Интерцессия»
По данным вице-премьера Дмитрия Чернышенко, почти 70% или 103 млн россиян имеют подтвержденную учетную запись на «Госуслугах». Каждый месяц на портал заходят в среднем 48 млн раз. Конечно, этот ресурс не могут упустить из зоны своего внимания мошенники. Получив доступ к личному кабинету человека, злоумышленники узнают его паспортные данные, номера ИНН, СНИЛС и другую информацию, которую можно использовать в преступных целях.
Действуют жулики так: звонят человеку от имени сотрудника Госуслуг и сообщают о проблемах — например, о взломе аккаунта. Действовать абонента призывают незамедлительно, а именно: назвать код из СМС. С его помощью мошенник меняет пароль от профиля и начинает в нем хозяйничать.
Если такая ситуация уже произошла, следует действовать так: