Также в муниципальных учреждениях культуры появятся брендированные киоски с продукцией для розничной торговли.
На заседании Правительства Прикамья подвели первые итоги действия программы развития народных художественных промыслов в Пермском крае, которая была запущена в декабре прошлого года.
Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин подчеркнул, что среди ключевых задач программы – оказание системной поддержки ремесленникам, помощь в продвижении и реализации продукции, а также решение кадрового вопроса в территориях.
«Комплексный план развития народных художественных промыслов рассчитан на 6 лет и включает в себя порядка 130 мероприятий. Несмотря на небольшую экономическую емкость в масштабах региона, народные ремесла – очень важное направление в работе краевого Правительства. Это часть нашей многовековой истории, один из вариантов занятости населения и потенциал для развития туризма», – отметил Дмитрий Махонин.
Над реализацией самой программы работают 5 краевых ведомств: Министерство культуры, Министерство по туризму и молодежной политике, Министерство экономического развития и инвестиций, Министерство социального развития и Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства.
Как рассказал глава краевого Минкульта Вячеслав Торчинский, программа призвана увеличить число артелей (ИП, ООО, самозанятых), обеспечить необходимое для сбыта продукции маркетинговое и информационное продвижение и подготовку мастеров и их приемников. В плане предусмотрено проведение выставок, ярмарок, мастер-классов, консультаций и т.д.
Одними из первых участников зимних семинаров по маркетингу и продвижению стали народные мастера артели по изготовлению штампов и набойки «Кайма». Ремесленники занимаются декорированием тканей специальными деревянными штампами и созданием этнографического текстиля. По словам руководителя артели Анны Назаровой, благодаря участию в семинарах, мастера смогли увеличить свой доход от продаваемых изделий в среднем на 15%.
По словам Вячеслава Торчинского, для повышения узнаваемости народных промыслов идет работа над созданием зонтичного бренда «Пермская диковина»: фирменный стиль объединит разноплановую продукцию и выделит пермских ремесленников среди других мастеров России. В будет разработан единый каталог со списком предложений от пермских мастеров для предприятий, а в муниципальных учреждениях культуры появятся брендированные киоски с продукцией для розничной торговли. В пилотном проекте примут участие 12 организаций. По поручению Дмитрия Махонина в каталоге будет уделено внимание и самобытным кулинарным традициям Прикамья. Гости региона с удовольствием приобретают кунгурские пряники, коми-пермяцкое варенье из шишек, уинский мед, иван-чай и др.
Также на сегодняшний день в рамках программы в регионе уже работают 5 Центров ремесел. В селе Архангельское, а также на базе существующих учреждений в селе Уинском (уинские ковры), Кудымкаре (ткачество, берестоплетение), в Чусовских городках (кружево, вышивка, береста) и Чайковском (береста, кукла, ткачество). В работе Центров ремесел приняли участие 66 мастеров, почти три тысячи человек посетили эти центры. Для ремесленников проведены формы обучения и повышения компетенции, консультации. Кроме того, во втором квартале 2022 года запланировано открытие Центра ремесла в Чердыни.
Например, в селе Архангельском создание Центра ремесел стало инициативой самих мастеров. Проект реализуется в рамках программы «Пермский край – территория культуры». Сегодня Центр ремесел является точкой притяжения для местных жителей и гостей, а упоминаний о селе в соцсетях и СМИ за первое полугодие 2021 года увеличилось в 2,5 раза.
По словам Дмитрия Махонина, такие центры должны появляться во всех территориях региона – в местах исторического бытования народных промыслов, и становится частью туристических программ, а также способствовать привлечению гостей в сельскую местность.
«Работа мастеров во всем мире – это популярное туристическое направление. Поэтому сейчас уже разработаны гостевые маршруты с посещением мастерских и Центров ремесел. Детально продуман весь план пребывания туристов – от приезда, встречи и до выбора сувениров на память, – отмечает Вячеслав Торчинский. – Только семейную пряничную мастерскую Вязовых в городе Кунгуре за первое полугодие посетили более 1,3 тыс. человек. Также популярны Мастерская керамики, Ткацкая мастерская в селе Уинском и другие».
Совместно Министерство культуры и Министерство по туризму и молодежной политике готовят еще несколько предложений для туроператоров. В них войдут: ткацкая мастерская «Маруся» в Перми, Мастерская «Уинские ковры», мастерская резьбы по дереву семьи Макуриных (п. Юго-Камский Пермский муниципальный район).
Одним из важнейших продвижений такого вида деятельности, как народные ремесла, является участие в выставочных проектах. Всем пермякам известны выставки «Пермская ярмарка», выставка в Доме народного творчества «Губерния», промысловые ряды во время праздников в «Хохловке» и во время событий проекта «59 фестивалей 59 региона». Пермские мастера выходят и на российский уровень, участвуя в крупных выставках. Так, в этом году они участвовали в Международном фестивале культур «Восточный базар «Тюбетейка», (г. Москва). Готовятся к участию в традиционной международной выставке «Ладья», которая пройдет в ноябре в Москве.
По итогам обсуждения Дмитрий Махонин призвал глав муниципальных образований создавать в районных центрах торговые точки, где будут представлены изделия местных мастеров. Кроме того, губернатор поручил профильным ведомствам проработать возможность реализации продукции народных мастеров через сетевые магазины, автозаправочные станции, представленные в крае, а также на площадке аэропорта и железнодорожных станций.
Источник: Сайт губернатора и Правительства Пермского края