Информация для граждан: порядок учета и регистрации сообщений (заявлений) Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлением. Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством и ведомственными актами. В системе органов внутренних дел Российской Федерации учетно-регистрационная дисциплина является одним из основных приоритетов деятельности. Соблюдение законности при рассмотрении заявлений и сообщений о противоправных деяниях являются определяющим критерием оценки оперативно-служебной деятельности. Укрепление учетно-регистрационной дисциплины, как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту, является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней. А ее нарушения имеют самые серьезные последствия для граждан, в первую очередь потерпевших или пострадавших от преступных посягательств.
Все поступающие сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, вне зависимости от места и времени их совершения, полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются и регистрируются в дежурных частях органов внутренних дел региона. Кроме того, сообщения или заявления обязан принять сотрудник органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами возложены соответствующие полномочия. При этом страж порядка не вправе отказывать в приеме сообщений и заявлений под предлогом, к примеру, обслуживания другой территории, малозначительности ущерба, отсутствия перспектив на раскрытие и других. Отказ или препятствование в регистрации заявления граждан сотрудниками полиции является грубым должностным проступком. Полученные сотрудником сообщения передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
Соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности. Каждое заявление должно быть рассмотрено в установленный законом срок, с обязательным уведомлением заявителя о принятом решении. Например, по сообщению о преступлении отведен трехдневный срок для принятия решения. В определенных уголовно-процессуальным кодексом случаях, срок рассмотрения может быть продлен до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, экспертиз или оперативно-розыскных мероприятий – до тридцати суток.
С целью недопущения нарушений в территориальных органах МВД России Пермского края и ГУ МВД России по Пермскому краю организован ежедневный контроль за своевременной и полной регистрацией, оперативной проверкой и реагированием на информацию о преступлениях, а также правильностью ее разрешения. Персональная ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях возложена на руководителей территориальных органов МВД России.
При выявлении нарушений учетно-регистрационной дисциплины, в том числе связанных с отказом в принятии или регистрации заявления (сообщения) от гражданина, необоснованным принятием решения при рассмотрении сообщения гражданина о преступлении или правонарушении, нарушением сроков проверки, принимаются меры по их устранению и недопущению аналогичных фактов в дальнейшем, в том числе рассматривается вопрос о привлечении к ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц, их допустивших. В то же время эффективность работы сотрудников полиции напрямую зависит и от того, насколько активно граждане будут сообщать об известных им фактах противоправной деятельности. Лишь своевременное сообщение в полицию позволяет правоохранителям действовать быстро и эффективно, раскрывать по горячим следам преступления и задерживать подозреваемых. Однако необходимо помнить, что за заведомо ложный донос и дачу заведомо ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность.
Еще одним инструментом контроля является «телефон доверия», входящий в систему «горячей линии МВД России»: 8 (342) 246-88-99. Сделав звонок, любой гражданин может оставить информацию, в том числе и по непринятому ранее заявлению.
"Телефон доверия", входящий в систему "горячей линии МВД России" предназначен для прямой круглосуточной телефонной связи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с органами внутренних дел Российской Федерации в целях сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных либо совершаемых в реальном времени сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. По "телефону доверия" не предоставляются сведения справочно-информационного характера и не оказываются консультационные услуги.

Возврат к списку