По оперативным данным Государственной инспекции труда в Пермском крае за 11 месяцев 2024 года в организациях региона зарегистрировано
87 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями
(за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 74 несчастных случая с тяжелыми последствиями). В том числе за 11 месяцев 2024 года зарегистрировано 8 групповых несчастных случаев (за АППГ - 3 групповых несчастных случая), 21 несчастный случай со смертельным исходом (за АППГ – 23 несчастных случая со смертельным исходом), 58 тяжелых несчастных случаев (за АППГ - 48 тяжелых несчастных случаев).   

Из общего количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедшими в организациях Пермского края за 11 месяцев 2024 года, почти одна четверть – 23 % (20 несчастных случаев, включая 6 случаев, не завершенных расследованием) приходится на долю строительных организаций.

         Вместе с тем, из общего количества несчастных случаев на производстве, происшедших за 11 месяцев 2024 года на территории Пермского края,
по 12 несчастным случаям с работниками строительных организаций, предусмотренные статьей 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации установленной формы извещения от работодателей в Министерство труда
и социального развития Пермского края не поступали.

         Наибольшее количество несчастных случаев на производстве
в строительстве произошло в результате:

- падения пострадавшего с высоты – 43 %, в том числе в результате падения при разности уровней высот (с деревьев, мебели, со ступней, приставных лестниц, строительных лесов, транспортных средств и т.д.) и падения на глубину (в шахты, ямы, рытвины и др.);

- транспортных происшествий на наземном транспорте – 29 %, в том числе: в пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя (или сторонней организации на основании договора с работодателем); при пешеходном движении во время работы (наезд транспорта); при управлении транспортным средством;

- воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 21 %;

- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочего –
7 %, в том числе в результате обрушения и осыпи земляных масс.

Наиболее часто основными причинами несчастных случаев на производстве в организациях строительства за 11 месяцев 2024 г. становились:

- нарушение технологического процесса – 29 %, в том числе неисполнение требований проекта производства работ и (или) требований руководства (инструкции) по монтажу и (или) эксплуатации изготовителя машин, механизмов, оборудования;

- нарушение правил дорожного движения – 21 %, в том числе со стороны других участников движения;

- неудовлетворительная организация производства работ – 21 %,
в том числе: необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины; нарушения допуска к работам с повышенной опасностью; недостатки в создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда;

- неприменение работниками средств индивидуальной защиты – 14 %.

Условиями, способствовавшими возникновению несчастных случаев
с тяжелыми последствиями в строительной отрасли, явилось нарушение законодательства по охране труда, как со стороны должностных лиц работодателей, так и со стороны работников – непосредственных исполнителей
и третьих лиц.

Среди нарушений требований охраны труда в ходе расследования несчастных случаев на производстве выявлялись такие, как:

- осуществление движения автомобиля-самосвала после разгрузки
с поднятым кузовом и неприменение водителем ремня безопасности;

- неисполнение требований проекта производства работ в части выбора безопасного маршрута для передвижения по территории объекта, нарушение требований по обустройству траншеи (невыполнение откосов с необходимым уклоном, невыполнение крепления откосов);

- неприменение средств индивидуальной защиты от падения с высоты,
в том числе страховочных привязей, защитных касок с подбородочным ремнем;

- нарушение допуска к работам с повышенной опасностью (в отсутствии ответственного исполнителя);

- ненадлежащее крепление подвесных подмостей;

- отсутствие технологической карты или другой технической документации на выполняемую работу;

- непроведение пострадавшим работникам целевого инструктажа, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, стажировки после прохождения обучения выполнению работ на высоте;

- отсутствие на объекте ограждений перепадов по высоте, знаков безопасности;

- нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения;

- необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов
за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины и др.

Проведенный анализ по дополнительным классификаторам по несчастным случаям с тяжелыми последствиями, происшедших в строительных организациях за 11 месяцев 2024 года показывает:

Ø все пострадавшие (100 %) являются работниками мужского пола;

Ø  доля смертельных исходов составляет более четверти (29 %)
от количества случаев с тяжелыми последствиями в отрасли;

Ø две трети несчастных случаев (66 %) происходит в период работы
с 8:01 до 16:00;

Ø более одной трети несчастных случаев (35 %) происходит
в промежуток времени от 1 часа до 4 часов от начала работы (второй, третий и четвертый час работы) и столько же (35 %) в промежуток времени от 4 до 8 часов от начала работы (пятый, шестой, седьмой
и восьмой час работы);

Ø почти две трети несчастных случаев (64 %) произошло
в организациях, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (со списочной численности работников до 250 человек);

Ø более половины травмированных работников (55 %) находились
в возрасте от 35 до 54 лет, каждый четвертый (24%) от 25 до 34 лет
и каждый пятый (21%) в возрасте от 55 до 64 лет;

Ø более половины пострадавших (56 %) имели стаж работы
по профессии (должности) до 5 лет, более четверти пострадавших
28 %) имели стаж работы 10 лет и более.

На основании анализа производственного травматизма по итогам
11 месяцев 2024 года работодателям, осуществляющим деятельность в сфере строительства на территории Пермского края, рекомендуется:

1. Обеспечить проведение анализа и актуализации Систем управления охраной труда (технологической документации, процедур по содержанию оборудования и механизмов, порядка выполнения работ с повышенной опасностью, должностных инструкций и т.д.) на соответствие действующим государственным требованиям по охране труда.

2. Обеспечить контроль за соблюдением технологической дисциплины
на строительных объектах и выполнением работ, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности труда, надлежащей организацией производства работ, организацией рабочих мест, производственных площадок, территорий, проведением инструктажей, а также за соблюдением работниками требований безопасности, правил и инструкций по охране труда.

3. Предусмотреть в рамках системы управления охраной труда мероприятия, направленные на предотвращение несчастных случаев
на производстве, вызванные небезопасным поведением и действиями персонала.

4.  Обеспечить регулярное проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 31.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда». При создании новых рабочих мест обеспечить проведение специальной оценки условий труда
в течение года со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

5. Обеспечить выполнение работ на объектах строительства
в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда,
в том числе:

- «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте», утвержденных Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 883н;

- «Правил по охране труда при производстве дорожных строительных
и ремонтно-строительных работ», утвержденных Приказом Минтруда России
от 11.12.2020 № 882н;

- «Правил по охране труда при работе на высоте», утвержденных Приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н.

6. В соответствии с действующим законодательством обеспечить прохождение работниками, выполняющими работы на высоте, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

7.  Обеспечить допуск к работе на высоте только работников, имеющих квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

8. Обеспечить допуск к работе на высоте только после проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

9. Обеспечить наличие защитных, страховочных и сигнальных ограждений, при выполнении работ на высоте, знаков безопасности
на строительных объектах.

10. При проведении работ в траншеях, котлованах и иных земляных выемках обеспечить устройство откосов выемок с учетом углов естественного откоса грунта, при необходимости укрепление стенок выемок, установку техники, расположение иного оборудования и складирование материалов за пределами призмы естественного обрушения грунта.

11. Обеспечить применение средств коллективной и индивидуальной защиты работников по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях производителя нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке.

12. Обеспечить мониторинг и контроль за соблюдением работниками требований безопасности труда, трудовой и производственной дисциплины, исправностью применяемого оборудования, безопасной организацией производства работ.

13. Заблаговременно разрабатывать меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

14. Обеспечить прием на работу и оформление трудовых отношений
с работниками (работающими) в соответствии с трудовым законодательством.

15. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением обеспечить создание службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда в соответствии
со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом «Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации
и по численности работников службы охраны труда», утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37.

16. В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, обеспечить разработку и утверждение распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором отразить необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.

17. При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), перед началом производства работ (оказания услуг) в обязательном порядке согласовывать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории, с использованием «Примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)», утвержденного Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 656н.

18. При происшествии с работниками на территории Пермского края несчастного случая на производстве с тяжелыми последствиями (группового, смертельного или с тяжелым исходом) обеспечить направление в течение суток извещения по установленной форме в органы и организации, предусмотренные статьей 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе
в Министерство труда и социального развития Пермского края (info@social.permkrai.ru).

19. Обеспечить своевременное выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве, предусмотренных актами расследования несчастных случаев на производстве.

20. В целях предупреждения производственного травматизма
и профессиональных заболеваний обеспечить осуществление учета
и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, с учетом рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.09.2021 № 632н.

21. Работодателям, с работниками которых произошли несчастные случаи на производстве (независимо от категории тяжести), по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего, а по несчастным случаям
со смертельным исходом в течение месяца после завершения расследования, обеспечить направление в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор)
в установленной сфере деятельности, в которые сообщалось о несчастном случае, сообщений по установленной форме о последствиях несчастного случая
на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.



Возврат к списку