Доверенность – это документ, который дает право одному лицу действовать в интересах другого.
Доверенность для представления интересов в Росреестре на подачу заявлений и распоряжение зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) правами должна быть нотариально удостоверена. При обращении за услугами ведомства в МФЦ представляется подлинник доверенности.
Доверенность может быть выдана для совершения одного конкретного действия, например, для совершения дарения недвижимости. Также доверенность может содержать широкий круг полномочий доверителя.
Мария Созонтова, начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Пермскому краю, отмечает, что в доверенности важно указать не только данные о доверителе, доверенном лице и объекте сделки, но и четко сформулировать полномочия.
Например, доверенность на совершение действий по отчуждению объекта недвижимости по договору купли-продажи с правом его подписания должна содержать следующие полномочия:
– заключать договор купли-продажи (подписывать договор купли-продажи), определять его условия, получать денежные средства по сделке;
– подавать заявление и документы в Росреестр для регистрации перехода права собственности;
– подавать заявление в Росреестр для регистрации ограничений (обременений) в ЕГРН;
– подавать заявление в Росреестр для регистрации прекращения ограничений (обременений) в Едином государственном реестре недвижимости;
– после государственной регистрации получить документы и выписки из Единого государственного реестра недвижимости;
– оплачивать необходимые сборы и пошлины, запрашивать, получать и подписывать другие документы, связанные с отчуждением недвижимости.
Важно. Доверенность не делает доверенное лицо собственником. Доверенное лицо не вправе совершать сделки в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Если ему доверили куплю-продажу недвижимости, то даже по генеральной доверенности он не может продать ее самому себе.
Срок действия доверенности зависит от решения представляемого. Он может быть ограничен календарной датой, определенным периодом времени, наступлением какого-то события. Например: «доверенность действительна до 1 марта 2026 года» или «доверенность действительна в течение двух лет с момента подписания». Если срок действия доверенности не указан, она действует в течение одного года со дня подписания.
Точные и полные полномочия в доверенности – гарантия успешной сделки.
Законодательство по теме. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст.14).
Житель г. Чернушка планировал продать земельный участок, приобретенный в браке. После смерти супруги к нотариусу не обращался, так как правоустанавливающий документ был оформлен только на его имя. Совершить сделку получилось не сразу.
Ситуацию комментирует начальник Чернушинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Римма Зарипова:
«Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Это определено действующим гражданским и семейным законодательством.
Если один супруг ушел из жизни, пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если другой размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
Для продажи земельного участка недостаточно копии свидетельства о смерти супруги или отметки в заявлении на регистрацию перехода права.
В Росреестр необходимо представить документы, подтверждающие оформление пережившим супругом наследственного права или другие документы, свидетельствующие, что имущество является единоличной собственностью. Для их оформления нужно обратиться к нотариусу».
Зачастую граждане подают документы на регистрацию недвижимости, не проверив, сняты ли ограничения, наложенные приставом-исполнителем.
Долг может быть уже погашен, но информация - постановление о погашении запрещения - в Росреестр еще не поступила, и ограничения на момент подачи документов на регистрацию не сняты. Регистрация сделки будет приостановлена.
«Актуальную информацию о наличии или отсутствии запретов и ограничений можно узнать самостоятельно, не обращаясь в МФЦ, – отмечает начальник Чернушинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Римма Зарипова. - Это может сделать любой гражданин, даже если он не является собственником этой недвижимости.
Есть бесплатный электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра: https://rosreestr.gov.ru/.
Найти объект можно по адресу и кадастровому номеру, по номеру ограничения права, по ранее присвоенному номеру или по номеру права.
Сервис предоставляет все сведения об объекте: его характеристики, сведения о кадастровой стоимости, сведения о правах и ограничениях».
Правообладатель объекта недвижимости также может получить «Онлайн-выписку о недвижимости из ЕГРН» через личный кабинет на Госуслугах: https://www.gosuslugi.ru/.
Информацию можно найти в «Банке данных исполнительных производств» На официальном сайте ФССП России: https://fssp.gov.ru/iss/ip.
Банк данных содержит сведения о наименовании должника, дате возбуждения исполнительного производства и его номере, требовании, содержащемся в исполнительном документе, сумм непогашенной задолженности по исполнительному документу, наименовании и адресе подразделения судебных приставов, в котором возбуждено исполнительное производство.
Сведения в банке данных являются общедоступными в период ведения исполнительного производства, осуществления розыска должника, его имущества, а также доступны в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
Важно. Продавца объекта недвижимости можно проверить на банкротство на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве: https://bankrot.fedresurs.ru. Если лицо признано банкротом, сделки от его имени могут заключать только арбитражные управляющие.
Собственник земельного участка для индивидуального жилищного строительства решил разделить этот участок на два для последующей продажи одного из них. При разделе земельного участка двум вновь образованным участкам по правилам присвоен тот же вид разрешенного использования, который был у исходного участка - «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)».
После продажи одного из участков новый владелец решил построить на нем небольшой магазин продовольственных и хозяйственных товаров. До начала строительства собственник решил проконсультироваться в Управлении Росреестра по Пермскому краю, можно ли на участке для ИЖС строить магазин?
Ситуацию комментирует начальник отдела координации и анализа деятельности Мария Созонтова.
«Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать его фактическому использованию. Это значит новому собственнику до начала строительства необходимо изменить вид разрешенного использования своего участка. Это возможно только в том случае, если такой вид (допускающий возможность возведения магазина) предусмотрен действующим градостроительным регламентом в составе перечня основных видов разрешенного использования (для той территориальной зоны, в границах которой расположен участок). Узнать эту информацию можно в местной администрации.
Если поменять вид разрешенного использования можно, то собственнику нужно обратиться в ближайший офис МФЦ и подать заявление о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка. Услуга предоставляется бесплатно, какие-либо дополнительные документы или соглашения не требуются».